Искусство привлекательности
Time Out

О книге

Исследование Жоржа Вигарелло об изменении взгляда на женскую красоту. Выходит, что сдвигался он строго сверху вниз.
Мы привыкли к профанным рассуждениям о смене канонов женской красоты — как и когда мода на тонкую талию и округлый бюст сменилась на представление о том, что плоская андрогинная фигурка привлекательней женских изгибов. По сути, Жорж Вигарелло, профессор университета Париж V, автор многих работ о репрезентации и культурной истории тела, занимается тем же, только его подход строго научен и основан на многочисленных источниках. Он прослеживает по текстам, как менялся взгляд на женскую красоту. И выходит, что двигался он строго сверху вниз. Если Средневековье признавало лишь «верх», обращая внимание на цвет лица, выразительность глаз, правильность черт, а пышные юбки были своеобразным пьедесталом, призванным подчеркнуть все, что выше; то «низ» был принят во внимание много позже и не сразу.

Форма ног и бедер долгое время робко подчеркивалась динамикой платьев и движений, пока в конце XIX века их естественная форма не была явлена взору. Плоть стала заметной под одеждой, что привлекло взгляды к тонкой талии и поясничному изгибу, телесная эстетика обогатилась новыми контурами, долгое время остававшимися скрытыми от глаз. Изменились практики по совершенствованию красоты: теперь ухода требовало все тело без исключений. С конца XIX века особо фанатичное внимание уделяется уменьшению объема бедер и удлинению ног (притом что раньше арсенал средств улучшения красоты ограничивался румянами, корсетами и эпизодическими диетами). Смена визуального образа не могла не повлиять на поведение женщин. Изменилась не только мода, но и манера двигаться: женское тело в конце XIX века стало «свободнее», изменились условия существования женщины в общественном пространстве, на работе и на отдыхе. Но еще более значительные изменения произошли, когда по Парижу вместо романтических барышень стали прогуливаться сегодняшние девушки, преобразовавшие свободу в мобильность и динамичность.