Толстой — Столыпин. Частная переписка
Time Out

О спектакле

Уголовная драма решена Мирзоевым через точно выстроенные характеры.

Режиссер Владимир Мирзоев с больших сцен спустился в подвал «Театра.doc», чтобы поставить «документальную» драму Ольги Михайловой, основанную на реальной переписке двух дальних родственников — Льва Толстого и Петра Столыпина… Странно… Прежде Мирзоев в пристрастии к достоверности, к «правде факта» замечен не был. Он творил свою прихотливую, не всегда ясную и уж точно к ясности не стремящуюся сценическую реальность. Центром мирзоевской реальности в последние годы был мужчина, теснимый сонмом ведьм, ну или, на крайний случай, стерв. А тут героиней стала простая баба, точно понимающая, что хорошо, а что плохо, ни на кого своих грехов не сваливающая, готовая отвечать перед судом и Судом. Неожиданно… Результат такого режиссерского преображения — спектакль «Толстой — Столыпин. Частная переписка» — впечатляет.

Земский адвокат в попытке спасти невинную, по его мнению, жертву — крестьянку Марию Крюкову, обвиняемую в убийстве, — пишет главным радетелям за народ: писателю и министру — с просьбой заступиться. Конкретный случай провоцирует обоих на увлеченный спор о судьбах России, о собственности на землю, о свободе и рабстве. Вот только судьба Марии, которую вот-вот на каторгу сошлют, в высоких спорах как-то забывается. У каждого участника интеллектуальной дискуссии свой образ народа, спасителями которого они себя мнят, а конкретного человека никто не видит. Даже адвокат защищает созданный его очарованным воображением идеал Марии-мученицы, отказываясь верить ее откровенным признаниям. Пошла замуж в богатый дом, много лет терпела насильника-свекра, пока тот не пригрозил прижитого от него сына в солдаты отдать. Тут-то она его топором и зарубила. Крестьянка ни в чьей защите не нуждается. Она сама хочет за себя отвечать и готова к наказанию. Да кому до этого дело есть…

Мирзоеву удалось борьбу идей и уголовную драму вплести в яркое театральное действо, откровенная ироничность которого отнюдь не отменяет острой актуальности поднятых тем. Все решено через точно выстроенные и смачно сыгранные характеры: самозабвенно витийствующий Толстой Захар Хунгуреев, культивирующий мужественный прагматизм Столыпин — Арман Хачатрян, романтичный адвокат-народник Яншин — Евгений Буслаков, исполненная здравого скепсиса всеобщая нянька Федосья — Ольга Лапшина, и сильная, ничего не боящаяся, всему знающая цену зрелая баба Мария — Ирина Вилкова. В «Театре.doc» принято не играть. А тут сыграли, и сыграли здорово.

Фото Михаила Гутермана