Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Враг народа

Актеры: Алексей Фатеев, Владимир Гуськов, Игорь Охлупин, Сергей Удовик, Юлия Силаева , Макар Запорожский, Игорь Костолевский
Режиссер/Постановщик: Никита Кобелев
Авторы: Генрик Ибсен, Саша Денисова
Чтобы открыто со сцены заявить, что мы живем «на дерьме», драматург Саша Денисова переписала пьесу Генрика Ибсена языком «Фейсбука». В итоге внимание зрителей фокусируется на проблемах неправильно проложенного водопровода, а не на героях истории.

В разнообразном репертуаре «Маяковки», где есть и обновленная классика — «Таланты и поклонники», и актерские бенефисы — «Дядюшкин сон», «Цена» и «Август. Графство Осейдж», и кассовый «На чемоданах», и «новая драма» — «Любовь людей», и даже собственная веселая история — «Девять по десять», не хватало только прямой публицистики. После премьеры «Врага народа» ее хватает даже с избытком.

Ради того, чтобы открыто и честно со сцены заявить, что мы все живем «на дерьме», драматург Саша Денисова переписала практически весь текст пьесы Генрика Ибсена о том, как доктор Стокман открыл в родном городке целебный источник, вокруг которого возникла водолечебница, приносящая всем горожанам ощутимый доход. Но вскоре выяснилось, что канализация и местный завод загрязняют почву, а вместе с ней и воду. Доктор хочет предупредить приезжающих, а сограждане объявляют его за это «врагом народа». В спектакле режиссера Никиты Кобелева курорт возведен в ранг федерального значения, мэр города — старший брат доктора — дает пресс-конференции, рекламирует бутилированную воду, поминает инвесторов. Доктор общается с редакцией местной газеты по скайпу. Его дочь ведет экологический блог. На первый взгляд, сюжет XIX века легко вписывается в XXI.

Однако в 1882 году, во время создания пьесы, проблема экологии была в новинку. Но даже и она была для Ибсена лишь предлогом для того, чтобы разобраться, на что может решиться порядочный человек ради правды и какое давление способен выдержать. Стокман проходит путь от веры в демократию и человечество до убеждения, что «самый сильный человек на свете — это тот, кто наиболее одинок». Перенося впрямую сюжет в XXI век, осовременивая слова, а не ситуации, насыщая текст химическими формулами, цифрами затраченных миллиардов, доказательствами коррупции власти, продажности прессы, циничности воров-предпринимателей, театр начинает говорить языком даже не плаката, а бесконечных «фейсбучных» постов и комментов. А они имеют обыкновение уходить в сторону от сути разговора. Внимание зрителей постепенно фокусируется на проблемах неправильно проложенного водопровода, а не на героях истории. На первый план выплывает вопрос: зачем доктор так бьется за публикацию новости о загрязнении воды в какой-то местной газетенке, которую туристы не прочтут никогда, вместо того чтобы выложить результаты экспертизы в интернет? Нравы стяжателей всех мастей, может быть, с XIX века и не изменились, но информационные технологии-то продвинулись чуток.

Актеры играют своих современных персонажей вполне узнаваемо. Особенно хорош Игорь Костолевский в роли мэра. Но что, собственно, происходит в душах этих персонажей — остается за кадром, даже при очень крупных планах, транслируемых на большой экран. Доктор Стокман в исполнении Алексея Фатеева с первой же сцены никаких иллюзий по поводу властей не имеет и даже будто рад позлить результатами экспертизы брата-мэра. Никаких открытий, прозрений, да хоть простой перемены настроения ни у кого в спектакле не случается. Только обличительный пафос нарастает. И с ним спорить трудно: на дерьме жить и впрямь нехорошо.

12 апреля 2013,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация