Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней

Зарубежные звезды и отечественные кадры — от авангардисток до юных нарушительниц спокойствия — демонстрируют изменчивость женского образа в искусстве ХХ – начала ХХI века.

Анонс выставки верно замечает, что в стране победившего социализма Международный женский день никогда не ассоциировался с феминизмом. И триумф равноправия женщин с мужчинами (пусть иной раз оно и принимало несколько искаженные формы, вроде совместных работ по шпалоукладке), о котором когда-то грезила Клара Цеткин, постепенно растерял свое политическое значение, уступив в этот день место ломающейся мимозе от мужа и поделкам от детей.

О том, что борьба за права женщин — это все-таки не анекдоты о сожженных бюстгальтерах и гетто-курс women’s studies в передовых университетах, и рассказывает эта выставка. Ее кураторы, хозяйка зала Марина Лошак, сотрудник Государственного Русского музея Олеся Туркина и специалист по женскому искусству Наталья Каменецкая, выбрали несколько опорных хронологических точек, вокруг которых построена экспозиция.

Начинается все, конечно же, с «амазонок авангарда» (термин Бенедикта Лившица), блистательных подруг художников, равноправных участниц художественного процесса. Постепенно женщина перестает скрывать свое тело, казаться «бесполым» партнером по работе, что приводит к появлению такого образа советского искусства, как «физкультурница».

Другой раздел выставки показывает первоначальное формирование феминизма как самостоятельной дисциплины в современной культуре (т. е. в 1960–1980-е годы). Всеобщее избирательное право достигнуто, но на повестке по-прежнему остаются вопросы о равном представительстве как в политической, так и в медиасфере. Женщина этого времени манифестирует себя и свой образ жизни как само собой разумеющееся, а не как таинственную сферу, скрытую за дверями кухонь или ванных комнат, о которой принято говорить только с близкими подругами. Теперь она хочет обсуждать это со всем миром.

Женщина-художник новейшего времени уже не боится никого. В своих перформансах (документация которых будет составлять значительную часть этого раздела) она активно привлекает к участию мужчин, которые за это время трансформировались в статистов.

Впрочем, если кто-то считает мир искусства полностью мачистским — взять, к примеру, исследования американской группы Guerilla Girls , — то в России он уж точно принадлежит женщинам: достаточно вспомнить Ирину Александровну, Ольгу Львовну или Стеллу Юрьевну.

21 января 2013,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация