Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней - Фото №0
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней - Фото №1
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней - Фото №2
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней - Фото №3
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней - Фото №4
Международный женский день. Феминизм: от авангарда до наших дней - Фото №5

О событии

Зарубежные звезды и отечественные кадры — от авангардисток до юных нарушительниц спокойствия — демонстрируют изменчивость женского образа в искусстве ХХ – начала ХХI века.

Анонс выставки верно замечает, что в стране победившего социализма Международный женский день никогда не ассоциировался с феминизмом. И триумф равноправия женщин с мужчинами (пусть иной раз оно и принимало несколько искаженные формы, вроде совместных работ по шпалоукладке), о котором когда-то грезила Клара Цеткин, постепенно растерял свое политическое значение, уступив в этот день место ломающейся мимозе от мужа и поделкам от детей.

О том, что борьба за права женщин — это все-таки не анекдоты о сожженных бюстгальтерах и гетто-курс women’s studies в передовых университетах, и рассказывает эта выставка. Ее кураторы, хозяйка зала Марина Лошак, сотрудник Государственного Русского музея Олеся Туркина и специалист по женскому искусству Наталья Каменецкая, выбрали несколько опорных хронологических точек, вокруг которых построена экспозиция.

Начинается все, конечно же, с «амазонок авангарда» (термин Бенедикта Лившица), блистательных подруг художников, равноправных участниц художественного процесса. Постепенно женщина перестает скрывать свое тело, казаться «бесполым» партнером по работе, что приводит к появлению такого образа советского искусства, как «физкультурница».

Другой раздел выставки показывает первоначальное формирование феминизма как самостоятельной дисциплины в современной культуре (т. е. в 1960–1980-е годы). Всеобщее избирательное право достигнуто, но на повестке по-прежнему остаются вопросы о равном представительстве как в политической, так и в медиасфере. Женщина этого времени манифестирует себя и свой образ жизни как само собой разумеющееся, а не как таинственную сферу, скрытую за дверями кухонь или ванных комнат, о которой принято говорить только с близкими подругами. Теперь она хочет обсуждать это со всем миром.

Женщина-художник новейшего времени уже не боится никого. В своих перформансах (документация которых будет составлять значительную часть этого раздела) она активно привлекает к участию мужчин, которые за это время трансформировались в статистов.

Впрочем, если кто-то считает мир искусства полностью мачистским — взять, к примеру, исследования американской группы Guerilla Girls , — то в России он уж точно принадлежит женщинам: достаточно вспомнить Ирину Александровну, Ольгу Львовну или Стеллу Юрьевну.