Москва
Москва
Петербург

О фотографии

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Книга Сьюзен Сонтаг, написанная еще в 1977 году, в которой автор впервые рассматривает фотографию как самодостаточный художественный феномен.
Эта книга 1977 года считается одним из трех китов, на которых покоится восприятие фотографии как искусства. Но если два других — «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» немца Вальтера Беньямина (1936) и «Camera Lucida» француза Ролана Барта (1980) — давно переведены и усвоены в России, то этот кит долго ускользал. После выхода именно этой книги 43-летняя американская левая писательница Сонтаг оказалась вдруг модным и, соответственно, дорогостоящим автором. И неудивительно: книга была революционной и по содержанию, и по форме. По содержанию — потому что впервые автор рассматривает фотографию как самодостаточный художественный феномен (Беньямин писал далеко не только о фото). Фотография — это искусство не потому, что на ней запечатлено что-то красивое, а сама по себе. Это утверждение имело далеко идущие последствия, потому что размыкало незыблемый со времен Аполлона и его девяти муз круг свободных искусств. Раз это сугубо техническое подспорье инженеров и живописцев смогло стать искусством, то значит искусством может стать все что угодно! Не случайно именно тогда, в начале восьмидесятых, начинают жить отдельной жизнью искусство граффити, видеоклипа.

Не менее важна и форма. Каждое из шести эссе (плюс авторское собрание цитат) беспрерывно распадается на цепочку афоризмов, которые хочется цитировать по отдельности, — но для понимания общего смысла приходится перечитывать текст неоднократно. Сонтаг была известным франкофилом и перенесла на английский приемы Ролана Барта. При этом возник особый язык, которым только и оказалось возможным описывать новые явления американской художественной сцены. Русскому читателю повезло, что за книгу взялся Виктор Голышев — переводчик, не просто лично знакомый с Сонтаг (она-то и рассказала, что первая буква ее фамилии произносится как «с», а не как «з»), но ставящий во главу угла не «краси- вость», а предельную внятность. И ради этого не пасующий ни перед членением фразы, ни перед необычным угловатым оборотом. Книга «О фотографии» долго добиралась до русского читателя. Но зато добралась сразу в виде забронзовевшей классики.
14 января 2013,
О фотографии
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация