Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Лев Бородулин. Ретроспектива

Классика отечественной и мировой спортивной фотографии от мастера, обвиненного в советское время в формализме.

Давно уже проживающий в Израиле, отмечающий в этом году 90 лет со дня рождения, классик советской фотографии оставил незабываемые снимки дымящих заводов, счастливой молодежи, энергичных певцов, протестующих в едином порыве (теперь уже не очень понятно, по какому поводу) трудящихся. Но ценят его не за эти — сделанные по лучшим соцреалистическим лекалам, блестяще освоенным сотрудником «Огонька», трудившимся рядом с легендарным Бальтерманцем, — работы. В сложных условиях идеологического контроля, успешно обезличившего множество его коллег, Лев Бородулин смог блестяще реализовать свой талант в спортивных фотографиях — зафиксированные им парады, прыжки, тренировки гимнасток, орнаменты массовых представлений прекрасны, уникальны и неповторимы. Выбрав спорт как наименее контролируемый цензурой участок работы, он представлял советских спортсменов настоящими героями, отечественный спорт — массовым и прекрасным явлением.

Лучший спортивный фотограф СССР добился и международного признания — его называли лучшим японская «Асахи» и английская Photography Year Book, в 1972-м в Мюнхене Бородулин был награжден олимпийской медалью. В отличие от многих своих коллег-самоучек Бородулин получил художественное образование. Выпускник графического факультета Полиграфического института мыслил не только сюжетом, но и картинкой, был и наблюдателен, и эрудирован: не просто знал и ценил достижения предшественников, но и собрал замечательную коллекцию произведений советских классиков, в том числе и авангардистов. Великолепный профессионал, Бородулин прекрасно знал, а когда не знал, то чувствовал, что произойдет в следующие секунды на спортивной арене, ценил эффектные ракурсы, неожиданные композиции, удивительную графику спорта. Вырываясь за пределы наработанных штампов и апробированных рецептов, он вполне предсказуемо навлек на себя обвинения в формализме — украшавший обложку «Огонька» снимок «Прыжок с вышки» главный партийный идеолог Суслов назвал «летающей жопой». Судьбу успешного фотографа ни обвинения, ни отъезд в Израиль не разрушили: он продолжал путешествовать и снимать — спорт, прекрасных девушек, этнографические диковины. Не соревнуясь с новыми поколениями, творящими чудеса, — благо, в отличие от спортивных, фотографические достижения не устаревают.

11 января 2013,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация