Лев Бородулин. Ретроспектива - Фото №0
Лев Бородулин. Ретроспектива - Фото №1
Лев Бородулин. Ретроспектива - Фото №2
Лев Бородулин. Ретроспектива - Фото №3

О событии

Классика отечественной и мировой спортивной фотографии от мастера, обвиненного в советское время в формализме.

Давно уже проживающий в Израиле, отмечающий в этом году 90 лет со дня рождения, классик советской фотографии оставил незабываемые снимки дымящих заводов, счастливой молодежи, энергичных певцов, протестующих в едином порыве (теперь уже не очень понятно, по какому поводу) трудящихся. Но ценят его не за эти — сделанные по лучшим соцреалистическим лекалам, блестяще освоенным сотрудником «Огонька», трудившимся рядом с легендарным Бальтерманцем, — работы. В сложных условиях идеологического контроля, успешно обезличившего множество его коллег, Лев Бородулин смог блестяще реализовать свой талант в спортивных фотографиях — зафиксированные им парады, прыжки, тренировки гимнасток, орнаменты массовых представлений прекрасны, уникальны и неповторимы. Выбрав спорт как наименее контролируемый цензурой участок работы, он представлял советских спортсменов настоящими героями, отечественный спорт — массовым и прекрасным явлением.

Лучший спортивный фотограф СССР добился и международного признания — его называли лучшим японская «Асахи» и английская Photography Year Book, в 1972-м в Мюнхене Бородулин был награжден олимпийской медалью. В отличие от многих своих коллег-самоучек Бородулин получил художественное образование. Выпускник графического факультета Полиграфического института мыслил не только сюжетом, но и картинкой, был и наблюдателен, и эрудирован: не просто знал и ценил достижения предшественников, но и собрал замечательную коллекцию произведений советских классиков, в том числе и авангардистов. Великолепный профессионал, Бородулин прекрасно знал, а когда не знал, то чувствовал, что произойдет в следующие секунды на спортивной арене, ценил эффектные ракурсы, неожиданные композиции, удивительную графику спорта. Вырываясь за пределы наработанных штампов и апробированных рецептов, он вполне предсказуемо навлек на себя обвинения в формализме — украшавший обложку «Огонька» снимок «Прыжок с вышки» главный партийный идеолог Суслов назвал «летающей жопой». Судьбу успешного фотографа ни обвинения, ни отъезд в Израиль не разрушили: он продолжал путешествовать и снимать — спорт, прекрасных девушек, этнографические диковины. Не соревнуясь с новыми поколениями, творящими чудеса, — благо, в отличие от спортивных, фотографические достижения не устаревают.