Москва
Москва
Петербург

Сон в летнюю ночь

Легкий балет по Шекспиру от Мариинского театра. Джордж Баланчин сочинил спектакль как череду шуток, в которых никто всерьез не страдает.
В этом году на «Золотой маске» соревнуются два «Сна в летнюю ночь» — опера Бриттена (ее уже спел для жюри Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и балет на музыку Мендельсона (станцует Мариинка в конце этой недели). К счастью, состязаются они не между собой — а то выбрать высоким судьям было бы уж очень непросто. Оперный «Сон» мрачноват и довольно печален; балетный — легок и весел; при этом и тот и другой сложно-красивы и вполне соответствуют Шекспиру. Просто древняя английская пьеса так хитро устроена, что в ней можно найти самые разные оттенки и интонации. В ней ссорятся король и королева эльфов — муж требует себе в свиту юного пажа, что нравится и самой королеве. При этом правитель так зол на супругу (она отказывается отдать ему мальчишку), что его впору заподозрить в намерениях совершенно уголовных. В наказание за строптивость он заставляет бедную женщину влюбиться в глупого ремесленника, который опять-таки из-за волшебства вместо своей головы на плечах получает ослиную. Одновременно в своих любовях-нелюбовях разбираются две пары придворных; путает все приказы порученец короля, смешливый Пэк; и, наконец, компания ремесленников занимается любительским театром, репетируя «прежалостную комедию». То есть пересказывать этот сюжет можно как повесть про обман чувств, подозрительную размытость реальности, тень неправедной страсти (что и делает опера) — или как дивертисмент недоразумений, набор отличных хохм (как предпочитает балет). Джордж Баланчин сочинил этот спектакль именно как череду шуточек, в которых никто всерьез не страдает.

Гордая правительница, нежно поглаживающая парня-осла (он в некотором смысле всегда был ослом, так что еще и взбрыкивает); бедная фрейлина, прежде безответно влюбленная в одного из офицеров двора и вдруг в результате эльфийских чар получившая в поклонники не только его, но и его приятеля, — несчастная полагает, что парни решили над ней поиздеваться, зал хохочет. Но смех заканчивается вместе с первым актом балета; второй — это уже величественные и виртуозные танцы на свадьбе, где, разумеется, звучит и привычный всем молодоженам мендельсоновский Марш. Джордж Баланчин редко сочинял сюжетные балеты — он не любил «истории», ему нравилось придумывать чистую геометрию танца и именно ею завораживать зрителя. Но с шекспировской пьесой у него были особые отношения — в начале ХХ века он сам выходил на сцену Михайловского театра в роли эльфа, из-за которого случился раздор в эльфийском семействе. Так что это еще и Петербургу посвященный балет. Этот «Сон в летнюю ночь» выдвинут на «Золотую маску» в двух номинациях: лучший спектакль и лучшая женская роль. Жюри идет смотреть сны в воскресенье — следовательно, тогда и будет танцевать номинированная Екатерина Кондаурова.

На фотографии сцена из балета. © Н. Разина.
19 февраля 2013,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация