Сон в летнюю ночь
Time Out

О спектакле

Легкий балет по Шекспиру от Мариинского театра. Джордж Баланчин сочинил спектакль как череду шуток, в которых никто всерьез не страдает.
В этом году на «Золотой маске» соревнуются два «Сна в летнюю ночь» — опера Бриттена (ее уже спел для жюри Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и балет на музыку Мендельсона (станцует Мариинка в конце этой недели). К счастью, состязаются они не между собой — а то выбрать высоким судьям было бы уж очень непросто. Оперный «Сон» мрачноват и довольно печален; балетный — легок и весел; при этом и тот и другой сложно-красивы и вполне соответствуют Шекспиру. Просто древняя английская пьеса так хитро устроена, что в ней можно найти самые разные оттенки и интонации. В ней ссорятся король и королева эльфов — муж требует себе в свиту юного пажа, что нравится и самой королеве. При этом правитель так зол на супругу (она отказывается отдать ему мальчишку), что его впору заподозрить в намерениях совершенно уголовных. В наказание за строптивость он заставляет бедную женщину влюбиться в глупого ремесленника, который опять-таки из-за волшебства вместо своей головы на плечах получает ослиную. Одновременно в своих любовях-нелюбовях разбираются две пары придворных; путает все приказы порученец короля, смешливый Пэк; и, наконец, компания ремесленников занимается любительским театром, репетируя «прежалостную комедию». То есть пересказывать этот сюжет можно как повесть про обман чувств, подозрительную размытость реальности, тень неправедной страсти (что и делает опера) — или как дивертисмент недоразумений, набор отличных хохм (как предпочитает балет). Джордж Баланчин сочинил этот спектакль именно как череду шуточек, в которых никто всерьез не страдает.

Гордая правительница, нежно поглаживающая парня-осла (он в некотором смысле всегда был ослом, так что еще и взбрыкивает); бедная фрейлина, прежде безответно влюбленная в одного из офицеров двора и вдруг в результате эльфийских чар получившая в поклонники не только его, но и его приятеля, — несчастная полагает, что парни решили над ней поиздеваться, зал хохочет. Но смех заканчивается вместе с первым актом балета; второй — это уже величественные и виртуозные танцы на свадьбе, где, разумеется, звучит и привычный всем молодоженам мендельсоновский Марш. Джордж Баланчин редко сочинял сюжетные балеты — он не любил «истории», ему нравилось придумывать чистую геометрию танца и именно ею завораживать зрителя. Но с шекспировской пьесой у него были особые отношения — в начале ХХ века он сам выходил на сцену Михайловского театра в роли эльфа, из-за которого случился раздор в эльфийском семействе. Так что это еще и Петербургу посвященный балет. Этот «Сон в летнюю ночь» выдвинут на «Золотую маску» в двух номинациях: лучший спектакль и лучшая женская роль. Жюри идет смотреть сны в воскресенье — следовательно, тогда и будет танцевать номинированная Екатерина Кондаурова.

На фотографии сцена из балета. © Н. Разина.