Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Онегин

Авторы: Александр Пушкин, Петр Чайковский
Режиссер/Постановщик: Джон Крэнко
Балет Джона Крэнко, который 40 лет назад заставил крестьян старушки Лариной танцевать еврейские и греческие танцы.

В старом итальянском фильме «Капитанская дочка» Маша и Гринев, пару раз переглянувшись, направлялись прямо в рожь — чего время-то зря терять? В американском фильме «Война и мир» герои объяснялись под каким-то южным деревом (по-моему, это был баобаб). Этикетные заморочки и природные реалии нашей страны в рассказах иностранцев всегда оказываются первыми жертвами — и в балете это правило работает с той же четкостью.

Спектакль начинается с того, что Ольга вместе с матушкой и няней сама шьет себе платье к балу (допустим, деревня и рядом нет модных портних, но крепостных девок в доме полно — впрочем, видимо, все безрукие). Гадание у зеркала происходит в солнечный день на свежем воздухе — что, вообще-то, чисто технически невозможно. Татьяна и Ольга присутствуют на дуэли! (При этом на обеих — предусмотрительные черные платки, они уже знают, должно быть, что Ленскому не жить.) А русские «мьюжики» выдают искрометную смесь еврейского и греческого танцев. Ну и так далее — клюква есть клюква.

При всем при том — это отличный балет. Один из лучших сочиненных в ХХ веке. С музыкой Чайковского (но не из оперы — партитура собрана из фрагментов других его произведений), с дивными ансамблями, изысканными соло, с точно придуманными ролями. Джон Крэнко поставил его в Штутгарте почти полвека назад, и с тех пор его то и дело покупают главные театры мира: Парижская опера, английский Королевский балет, Гамбургский балет, Американский театр балета. Покупают потому, что требуют артисты и любит патриархальная публика, не почитающая экспериментов в театре.

А Крэнко по стилю мышления, по стилю танца — классик из классиков. Уроженец Южной Африки, он в конце 40-х отправился шлифовать мастерство танцовщика в Лондон там же узнал первый успех как хореограф. В середине 50-х Британию встряхнул Большой театр — первые триумфальные гастроли с Улановой-Джульеттой. Английские хореографы влюбились тогда в советский драмбалет, в эту манеру тщательно рассказывать истории языком танца. Крэнко не был исключением: главные спектакли, что он сочинил за свою недолгую жизнь (в 45 он умер от аллергического шока), построены именно по «драмбалетным» принципам. При этом они легче, веселее и изобретательнее сочинений наших классиков — должно быть, потому, что никакой английский партком не измерял в процентах соотношение драмы и танца в постановке.

19 декабря 2012,

Афиша

Места

Большой театр

Большой театр

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация