Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Весна священная

Режиссер/Постановщик: Пина Бауш
Экспрессивный, болезненно яркий балет Пины Бауш, которую интересовали страсти не языческие, а современные.

Фестиваль, посвященный столетию со дня премьеры «Весны священной», достиг кульминации: на этой неделе в главном театре страны будет показана самая яркая из версий знаменитого балета Игоря Стравинского — версия Пины Бауш. Спектакль был поставлен в 1978-м; автора уже четыре года нет на этом свете; но дикая энергия танца все так же шарашит из этой «Весны», ни капли ее не утекло с прошедшими десятилетиями.

Эта энергия — нам уже почти чужая, мы отвыкли от такого градуса напряжения в работе. Интонации сегодняшних сочинителей — спокойные, ироничные, старающиеся не потревожить зрителя. Таковы и поздние спектакли самой Бауш, что не раз за последние годы привозил в Москву Чеховский фестиваль, — «Мойщик окон» или «Мазурка фого»: славные путевые заметки, остроумные портреты городов, взгляд путешественника, этим городам не принадлежащего. Теперь у зрителей есть шанс увидеть другую Пину — такую, какой она была в пламенные 38, а не в умудренные 60 с копейками.

В юности она училась в «Фольквангшуле» у легендарного экспрессиониста Курта Йосса — учитель и ученица совпали по темпераменту и по убежденности в том, что мир нуждается в переделке и задача искусства — работать для этих необходимых перемен. Бауш трогали все беды мира — но особенно беды женщин. Собственно, вся «Весна» (сорок минут буйного, атакующего танца) — о том, что это вообще значит — быть женщиной. Всегда ли это значит — быть жертвой? Мужская агрессия — обязательна ли для функционирования мира? Бауш, сочиняя совершенно оригинальный текст, вспоминала впервые поставившего «Весну священную» Вацлава Нижинского в главном: в приземленности танца, в том чувстве борьбы с земным тяготением, что подчеркнуто в каждом па. И неслучайно Бауш засыпала сцену землей — она летит из-под ног танцовщиц и танцовщиков, пачкает их одежду и ежесекундно напоминает, что им никуда от Земли не деться; женщины же рвутся вверх и из мужских рук — как летучие существа, которых обычаем загнали в ежедневную клетку.

Именно из-за этого земельного покрытия на сцене, что долго насыпается и долго убирается (то есть спектакль нельзя поставить ни в первое, ни во второе отделение многоактной программы), театр показывает «Весну» в сопровождении не спектакля же, но документального фильма. Кто в прошлом году выбирался в кинотеатр, чтобы взглянуть на «Пину» Вима Вендерса, знает, какое завораживающее впечатление производит эта труппа не только на сцене, но и в самых бытовых обстоятельствах. Этот вечер принадлежит, конечно, к категории must see — другой такой «Весны» нет и не будет.

8 февраля 2013,

Афиша

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация