Весна священная - Фото №0
Весна священная - Фото №1
Time Out
Режиссер/Постановщик
Пина Бауш

О спектакле

Экспрессивный, болезненно яркий балет Пины Бауш, которую интересовали страсти не языческие, а современные.

Фестиваль, посвященный столетию со дня премьеры «Весны священной», достиг кульминации: на этой неделе в главном театре страны будет показана самая яркая из версий знаменитого балета Игоря Стравинского — версия Пины Бауш. Спектакль был поставлен в 1978-м; автора уже четыре года нет на этом свете; но дикая энергия танца все так же шарашит из этой «Весны», ни капли ее не утекло с прошедшими десятилетиями.

Эта энергия — нам уже почти чужая, мы отвыкли от такого градуса напряжения в работе. Интонации сегодняшних сочинителей — спокойные, ироничные, старающиеся не потревожить зрителя. Таковы и поздние спектакли самой Бауш, что не раз за последние годы привозил в Москву Чеховский фестиваль, — «Мойщик окон» или «Мазурка фого»: славные путевые заметки, остроумные портреты городов, взгляд путешественника, этим городам не принадлежащего. Теперь у зрителей есть шанс увидеть другую Пину — такую, какой она была в пламенные 38, а не в умудренные 60 с копейками.

В юности она училась в «Фольквангшуле» у легендарного экспрессиониста Курта Йосса — учитель и ученица совпали по темпераменту и по убежденности в том, что мир нуждается в переделке и задача искусства — работать для этих необходимых перемен. Бауш трогали все беды мира — но особенно беды женщин. Собственно, вся «Весна» (сорок минут буйного, атакующего танца) — о том, что это вообще значит — быть женщиной. Всегда ли это значит — быть жертвой? Мужская агрессия — обязательна ли для функционирования мира? Бауш, сочиняя совершенно оригинальный текст, вспоминала впервые поставившего «Весну священную» Вацлава Нижинского в главном: в приземленности танца, в том чувстве борьбы с земным тяготением, что подчеркнуто в каждом па. И неслучайно Бауш засыпала сцену землей — она летит из-под ног танцовщиц и танцовщиков, пачкает их одежду и ежесекундно напоминает, что им никуда от Земли не деться; женщины же рвутся вверх и из мужских рук — как летучие существа, которых обычаем загнали в ежедневную клетку.

Именно из-за этого земельного покрытия на сцене, что долго насыпается и долго убирается (то есть спектакль нельзя поставить ни в первое, ни во второе отделение многоактной программы), театр показывает «Весну» в сопровождении не спектакля же, но документального фильма. Кто в прошлом году выбирался в кинотеатр, чтобы взглянуть на «Пину» Вима Вендерса, знает, какое завораживающее впечатление производит эта труппа не только на сцене, но и в самых бытовых обстоятельствах. Этот вечер принадлежит, конечно, к категории must see — другой такой «Весны» нет и не будет.