Москва
Москва
Петербург

Кантата 51. Синкопа. Весна священная

Режиссер/Постановщик: Морис Бежар
Версия балета от Мориса Бежара о кайфе весны и о том, что классный секс спасет мир, плюс еще один его спектакль и новая одноактовка Жиля Романа.

Театр, основанный полвека назад Морисом Бежаром, уже пять лет живет без него. Когда уходит великий человек, каждая труппа решает, что делать — искать нового гения, чтобы он все перевернул, или заняться сохранением наследия. Обитатели Лозанны выбрали второй путь — худруком после смерти Бежара был выбран Жиль Роман, бывший премьер театра. Он сам понемножку что-то сочиняет — и в Москву в том числе привезут его краткую «Синкопу» на музыку Citypercussion; но дело в том, что он присоединился к труппе тогда, когда лучшие годы Бежара были позади — хореограф был увлечен проповедничеством и решил, что приближение к поп-стилю сделает его идеи мира более доступными для молодежи. И Роман копирует того Бежара — слегка попсового; впрочем, именно слегка, ничего страшного.

Главные же спектакли гастроли принадлежат Бежару. Это прежде всего «Весна священная», из-за которой труппа и приглашена на фестиваль. Спектакль 1959 года, живой, пылкий, юный и неизменно вызывающий в балетных залах стадионную овацию. Взяв ту музыку Стравинского, что была предназначена для балета Нижинского о человеческом жертвоприношении в языческой Руси, Бежар убрал все отсылки к конкретным временам и устроил на сцене просто столкновение стай мужчин и женщин. Танцовщики врезаются друг в друга, как олени по весне, схваченные ими танцовщицы отбиваются, но совсем отбиться не спешат — полчаса весеннего кайфа, сладких обещаний, дикой энергии, вылитой в стройнейшие па. А второй его спектакль — «Кантата 51» на музыку Иоганна Себастьяна Баха — это уже год 1966-й.

Бежару тогда было 39, и великая слава уже полыхала всемирным пожаром, но до высшей точки ей еще было далеко. Сюжет «Кантаты» — Благовещение, и действительно, при открытии занавеса на авансцене лежит девушка, у задника стоит вдохновенный Ангел. Он опекает ее, она склоняется под его рукой, принимая сообщение, — но вообще-то имеется в виду не священная история. Речь идет об обещании нового балетмейстера, об ожидании человека (сына бога), что встряхнет старую вселенную и принесет в нее и мир, и меч. Кто подразумевается под мессией — ну, Бежар скромным никогда не был и имел на то право.Но вот что важно: весь балет выстроен в духе еще «старой» неоклассики. Почти нет той чуть искаженной волны, что к тому времени стала фирменным знаком Бежара, той сдержанной чувственности и одновременно открытости па. И Ангел, и Дева говорят на добежаровском языке. Очень простой и очень точный ход. В качестве бонуса этих гастролей — дуэт на музыку Концерта для скрипки ре минор Стравинского; танцуют ветераны труппы Элизабет Рос и Жюльен Фавро, позволяя сравнить их работу с танцами тех солистов, что пришли в театр гораздо позже, и понять, точно ли сохраняется бежаровский стиль.


На фото сцена из балета «Весна священная». © Francette Levieux

8 февраля 2013,

Афиша

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация