Москва
Москва
Петербург

Герои и легенды

Один из лучших барочных коллективов Великобритании — Оркестр и хор Века Просвещения с дирижером Робертом Ховартом
В истории музыки бывали произведения, которым посвящались труды длиннее, чем биографии их авторов, и которые можно купить в магазине аудиозаписей в полусотне разных вариантов, и «Мессия» Генделя, в Европе абсолютно культовое сочинение, — как раз из их числа. Формально это лишь одна из тридцати генделевских ораторий, появившаяся не в самый лучший период жизни Генделя в 1742 году, и поначалу даже весьма кисло принятая публикой. По факту же — это опус, ставший манифестом английской нации и задавший такие высокие стандарты сочинения ораториально-хоровой музыки, что навряд ли их удалось кому-то превзойти и два с половиной столетия спустя. Две страны, претендующие на то, чтобы назвать Генделя своим национальным достоянием, — Германия и Великобритания — так до сих пор и отпускают смачные остроты в сторону друг друга, когда речь заходит, например, о знаменитом хоре, венчающем вторую часть оратории, — «Halleluja!». Английский король, по преданию, был весьма впечатлен генделевской музыкой, а когда зазвучала «Аллилуйя», поднялся с трона — и вслед за ним поднялись все присутствую- щие, и с тех пор при первых лучезарных звуках ре-мажорного вступления в любой части Соединенного Королевства зал встает. Немцы гордо высиживают всю «Аллилуйю», чтобы разра зиться бурными аплодисментами после финального аккорда, и обвиняют англичан в напыщенной сентиментальности и раболепном следовании монаршьей прихоти.

В Англии, и не только в ней, — по всей Европе в декабре «Мессия» звучит бессчетное количество раз. Только в высокодуховной России, где еще недавно не было никакого Бога, традиции исполнять «Мессию» не сложилось — в советские времена сюжет о пришествии Сына Божьего на землю пришелся не ко двору, а в новое время выяснилось, что для исполнения Генделя нам сильно не хватает знаний и умений. Может быть, именно поэтому Дом музыки выписал к себе настоящих знатоков Генделя — знаменитый английский оркестр и хор Века Просвещения (Age of Enlightenement), которые разбираются в тонкостях высокого барокко лучше, чем кто бы то ни было. За дирижерский пульт встанет Роберт Ховарт — опытнейший дирижер, в недавнем прошлом — прекрасный клавесинист, а четверке солистов позавидовал бы любой европейский фестиваль. Решайте сами — вставать или не вставать во время «Аллилуйи»; в зале наверняка будет некоторое количество живущих в Москве британцев, и они не только встанут, но и начнут припевать с хором. Присоединяйтесь: времени выучить слова и музыку вполне достаточно, мотив вам в любом случае знаком.
18 декабря 2012

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация