Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Борис Орлов «Фантомные боли»

Художник рассуждает о расцвете и падении величественных имперских стилей. Орлов соединил символы разных эпох, создав модель славящего себя державного сознания.

Советскому скульптору, даже если он антисоветский, трудно расстаться с идеей величия. Разумеется, кому-то удалось забыть о безумной, пафосной, мощной — вызывавшей из преисподней образы триумфа и торжества — империи. Сделать вид, что ее не было, не играть в ее игрушки — великолепные мифы, страшные легенды, идеальных героев, блестящие значки. Только не Борису Орлову, оценившему по достоинству редкую судьбу — не только родиться в империи, но и присутствовать при ее крушении, распаде, перерождении, видеть ее ветшающее величие, подбирать никому вроде уже не нужные, покинутые смыслом, превращающиеся в загадки знаки. В отличие от множества коллег по нонконформистскому подполью — из тех, что сохранили интерес к социальным сюжетам, — ему интересно не переживать заново прошлое, возводя почившему памятники, тем более — печалиться о свободе и воле. Трансформации, случившиеся после распада Советского Союза, оказавшегося для значительной части граждан «величайшей геополитической катастрофой» века, позволили увидеть в частном — общее, во вчерашних героях — сегодняшние жертвы, в полководце Жукове — прославленного и униженного римлянина Велизария. В орденских планках— самодостаточные эффектные орнаменты — парсуны.

Время — «Безжалостный Хронос» (его образ присутствует на выставке) — позволило Орлову собрать и соединить черты, признаки, символы разных эпох, создать модель славящего себя державного сознания. Подлинную страсть невозможно имитировать и даже скрыть за иронией — скульптор готов искренне прославлять идеального героя, если бы не знал его истинную судьбу. Коррозия, съедающая символы в его работах, не природного свойства и не забугорного разлива — она рукотворная, опирающаяся на традиции, похожая на хохломские росписи. Великолепные деревянные, фаянсовые, бронзовые скульптуры, прекрасные, крытые цветной эмалью изображения свидетельствуют не о подвигах и славе. А о неизбежной и печальной судьбе мифа — каким бы незыблемым он ни казался, как бы крепко ни пропитало его очередное единственно верное учение.

18 декабря 2012,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация