Москва
Москва
Петербург

Carus, или Тот, кто дорог своим друзьям

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Дневник впечатлений Паскаля Киньяра, написанный им 30 лет назад, ориентирован больше на читателя, чем на самого автора.
Роман был написан Киньяром в 1979 году, то есть перед нами Киньяр 30-летней давности, еще не получивший Гонкуровской премии, еще не утвердившийся в статусе ведущего французского писателя (каковым он, вне всяких сомнений, и может считаться сегодня), еще не начавший свои эксперименты с романным письмом, которые уведут его достаточно далеко от канонической романной формы. Это не Киньяр, решившийся на фундаментальный многотомный проект «Последнее царство», и не Киньяр – автор романов «Лестницы Шамбора» и «Все утра мира». Начать с того, что по форме «Carus» — это дневник. Дневник впечатлений, ориентированный больше на окружающих, чем на самого автора дневника. Собственно, это заметки рассказчика о близких друзьях, их проблемах, переживаниях, успехах, неудачах. «Carus» — вещь не вполне обыкновенная и не без налета снобизма. Собственно, не случайно роман заметили в первую очередь критики. Интеллектуализм, причем иногда доходящий до какого-то мелочного педантизма, здесь как будто намеренно выведен на первый план. Обсуждение разного рода тонкостей и изысканностей (например, языковых нюансов, лексических, грамматических, орфоэпических) занимает существенную часть повествования. Киньяр рисует персонажей не просто знающих и культурных, но, так сказать, как будто полностью культурой поглощенных. Где-то в тени, в глубине остаются проблемы экзистенциального плана, разумеется, дающие знать о себе. Напряжение же создает конфликт между культурой (интеллектуальными разговорами) и экзистансом, жизнью как таковой. Достигает этого Киньяр довольно простым способом. Существует компания интеллектуалов. Гуманитариев. Один из этого тесного круга болен. Болезнь повергает его в депрессию. Он постоянно думает о смерти, томится страхом, размышляет на разные лады о своем страхе, обреченной на угасание жизни, и этими размышлениями как будто пытается победить болезнь. Но в то же время эта постоянная рефлексия, эта зацикленная сосредоточенность на себе и есть проявления болезни, подрывающей здоровье и цельность личности. Поэтому друзья одновременно и сочувствуют, и раздражаются на больного.

Смерть — один из лейтмотивов повествования, доминанта нарративной мелодии, в которую вплетаются другие темы: страсть, искусство, музыка, слово, хрупкость человеческого существования, одиночество, на которое обречен человек. Этот танец вариаций и образует прихотливую ткань киньяровского рассказа. Рассказа, может быть, слишком монотонного, кажущегося к тому же порой слишком надуманным, нарочитым, искусственно подстраивающимся под жизнь. Пройдет почти двадцать лет. Киньяр будет госпитализирован с сердечным приступом, окажется на пороге жизни и смерти, и пережитый опыт заставит его в частности кардинально изменить структуру художественного письма. Он напишет роман «Тайная жизнь», который, по существу, можно считать первым томом его философско-прозаического проекта «Последнее царство». В него войдут получившие Гонкуровскую премию «Блуждающие тени» и «Лодка Харона» — единственный на сегодняшний день том «Последнего царства», переведенный на русский язык.
Carus, или Тот, кто дорог своим друзьям
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация