Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

«Гелий Коржев. Библия глазами соцреалиста»

Первая посмертная выставка последнего русского реалиста посвящена темам возвышенным.

Гордость и оправдание социалистического реализма второй половины века, автор бессмертного триптиха «Коммунисты» выступает с библейской проповедью. В стране, где гонители веры поголовно и в одночасье — подобно упавшему с лошади Савлу — стали ее пламенными защитниками, чудесные трансформации вряд ли способны удивить. Хотя перед нами история совсем иного рода. Коржев никогда не был циником, из тех, что писали по заказам партии и воспевали вождей. Да и христианская традиция в отечественной живописи не прерывалась в самые тяжкие годы — классические композиции на библейские темы, узнаваемые сюжеты проблескивают во многих произведениях советских классиков — вплоть до отмеченных Сталинской премией. В конце концов, речь в них тоже шла о вере и истине — только другой бог был у соцреализма.

Коржев высказывался редко и веско. Его работы «Коммунисты» (1957—1960), «Влюбленные» (1957—1959), «Опаленные войной» (1960-е годы), «Егорка-летун» (1976—1980) становились событиями, мгновенно разбирались отечественными музеями. Слом эпох дался художнику нелегко. Его работы последних десятилетий «Мутанты» (1980-е годы) и цикл о Дон Кихоте (1990-е годы) вызывали скорее удивление, чем восхищение у самых верных поклонников, — и показывали их больше за границами нашей родины, где к искусству такого рода интерес невелик. Ни одну из полутора десятков работ в России тоже раньше не показывали. И хотя в них художник вернулся к своему языку — резкому ясному реализму в духе «сурового стиля», — удержаться на грани обычной своей серьезности и пафоса удается ему не каждый раз. Впечатления от предпринятых поездок по южным странам на работы повлияли мало. И Христос в «Изыди, Сатана» хотя и находится вроде в пустыне, а присел на ту же землю, на которой полвека назад расположились «Влюбленные» строители коммунизма, и пахнет Русью в «Отце и сыне». Разве только не так идеальны и высоки душой, как были некогда строители счастливого будущего, люди. Кроме самого художника, сурово взирающего на зрителей с «Автопортрета».

Кульминацией творчества Коржева, как настаивают организаторы, эту серию считать сложно. Скорее — последним вздохом стиля, пытавшегося бросить вызов меняющемуся времени и расширяющемуся пространству.

12 ноября 2012,

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация