Балет московского Большого театра во второй половине XIX века | Time Out

Балет московского Большого театра во второй половине XIX века

Балет московского Большого театра во второй половине XIX века

О мероприятии

В книге историка балета Елизаветы Суриц показана обратная сторона жизни русского балета тех времен, которые несправедливо принято считать неудачными.

Этот томик — о том времени в истории московского балета, которое привычно считается временем бедности и неудач. Что известно о тогдашней жизни рядовому балетоману? Что в Большом хореограф Вацлав Рейзингер впервые поставил «Лебединое озеро» — и спектакль не удался, публика куксилась, рецензии были вялые — и так бы и пропала великая партитура, если бы в Петербурге не исправили дело Мариус Петипа и Лев Иванов. И все, собственно говоря. Но за дело взялась гранд-дама нашей исторической науки Елизавета Яковлевна Суриц — и полвека московской истории оказались совсем не такими бедными. Вынырнули из тьмы веков старинные балеты с впечатляющими названиями («Прелести гашиша» — дирекция радовалась хорошим сборам). Развернулась в полную мощь сценическая техника (начал работать легендарный машинист Карл Вальц, обеспечивший полеты драконов над сценой и бурю в последнем акте «Лебединого озера» — «ветки и сучья у деревьев ломались, падали в воду и носились по волнам»). Ожил партер — хореограф Артюр Сен-Леон в письме домой во Францию с изумлением отмечал, что в Москве аплодируют и танцовщикам-мужчинам (в Питере они давно превратились в подставку для балерин). И, конечно, появились спекулянты-барышники, продававшие билеты у театра вшестеро дороже и спасшие приму, у которой понесла лошадь; в ответ на горячую благодарность она услышала: за что ж, ты наша кормилица и поилица. И выдававшие отсебятину господа артисты; впрочем, самая занятная история случилась все же в Питере — исполнитель роли Ивана-дурака в «Коньке-горбунке» на утреннем спектак ле в Масленую неделю начал на сцене кормить блинами бутафорских рыб (надо же было так напраздноваться!). Споры за власть меж балетмейстерами и балеринами, начальство, пытающееся быть европейцем, и бытовые обстоятельства непростой жизни артистов — в одной книжке, которую выпустил «Музиздат» и купить которую можно как в Большом театре (где она стоит 1200 рублей), так и в самом издательстве (там всего 800).

Билетов не найдено!

Закрыть