Москва
Москва
Петербург

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Первый том собрания сочинений Тома Стоппарда, озаглавленый самой известной его пьесой.

Тому Стоппарду не повезло: он родился на семь лет позже другого знаменитого британского драматурга - Гарольда Пинтера. Жизнь и карьера двух важнейших авторов современного театра развивается почти одинаково, но младший словно обречен все время опаздывать на злосчастную разницу в годах рождения - 1937-й против 1930-го.

Оба они родились в еврейских семьях, правда, Том Стоппард - или Томаш Штраусслер - в Чехословакии (спасаясь от нацистов, семья эмигрировала в Сингапур в 1939 году, а в 1945-м Том прибыл в Великобританию из Индии уже пасынком британского офицера). Оба не получили высшего образования, оба стали Рыцарями Британской империи, причем Стоппард принял титул в 1997 году - на следующий год после того, как от него отказался Пинтер. В 2005-м Пинтеру вручили Нобелевскую премию, а за первым же комментарием журналисты поспешили к Стоппарду.

Возделывая поле абсурда, размеченное в английском театре Пинтером, и наступая ему на пятки, Стоппард все время оказывается в положении героя анекдота, бегущего за такси, чтобы больше сэкономить. В 1999-м ему удалось даже обойти соперника - Стоппард получил "Оскар" за лучший оригинальный сценарий ("Влюбленный Шекспир"). Но главная неприятность в том, что, в отличие от Пинтера, он стал заложником одного своего произведения. Розенкранц и Гильденстерн, даром что мертвы, висят, как два бульдога, на его репутации вот уже почти сорок лет, с 1967 года, не давая сказать ничего серьезного.

Впрочем, дело не в одних только полудурках-неудачниках из трагедии Шекспира, которых Стоппард вывел в главные действующие лица своей первой пьесы, а в 1990 году еще и фильма, где их блестяще сыграли Гэри Олдмен и Тим Рот (сам драматург успешно выступил в роли кинорежиссера). У Стоппарда все происходит как-то по-дурацки, случайно, просто так. Скажем, на сцене лежит труп, а замечают его только в финале ("Настоящий инспектор Хаунд"). Или "маленький человек" погибает, так и не разобравшись, в круговерть каких событий он угодил, - те же самые Розенкранц и Гильденстерн, увлеченные игрой в орлянку, так и не поняли до конца, что происходит при датском дворе и о чем все так много говорят пятистопным ямбом.

Стоппард, в отличие от Пинтера, получает удовольствие от того, что в мире нет порядка, истины и стабильности. Он находит особую прелесть в переменчивости судьбы и скоропостижности смерти. В отсутствие "высшего закона" он занимается лингвистическими играми, пародиями и интеллектуальными загадками, за которые его обожают критики. Он сталкивает Ленина, Джеймса Джойса и основателя дадаизма Тристана Тцара в "Травести", а литературоведов с их объектом - в "Аркадии".

Кажется порой, что он просто развлекается, но так могут подумать лишь те, кому пародийные выверты не дают разглядеть "the real thing" ("настоящее") - ключевое понятие драматургии Стоппарда. Те же, кто поймет, как открываются многочисленные интеллектуальные ларчики, увидят в них настоящие боль, любовь, отчаяние - словом, все, что только и может быть настоящим.
6 июня 2006,
Розенкранц и Гильденстерн мертвы
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация