Москва
Москва
Петербург

Жан-Ив Тибоде

Концерт именитого французского пианиста, и гедониста. В программе — произведения Клода Дебюсси.
Жан-Ив Тибоде не соответствует ровным счетом ни одному критерию, которые снобская Москва предъявляет зарубежным гастролерам-пианистам. По-прежнему и не без оснований гордясь своей фортепианной школой, столица нашей родины за последние полвека сформировала идеальный облик того, кто достоин в полном одиночестве сидеть за клавиатурой на сцене полуторатысячного концертного зала и битых два часа удерживать в нем публику. Это должен быть мыслитель и философ за роялем (как Святослав Рихтер), обладающий безупречным вкусом и чувством меры (как Эмиль Гилельс), желательно по жизни отшельник и личность крайне самоуглубленная, не поддающаяся переменчивой моде и не замечающая течения времени (как Михаил Плетнев или Элисо Вирсаладзе), но при этом музыкант крайне темпераментный и, если надо, могущий поразить стихийной виртуозностью (как Денис Мацуев).

Так вот Жан-Ив Тибоде решительно не подходит под данный образ. Он никак не мыслитель и уж точно не философ — его интерпретациям не свойственны внутренняя конфликтность, и он явно пребывает в прекрасной гармонии с самим собой. Его фортепианная техника изрядна, но он никогда особо не интересовался той музыкой, которая так воспламеняет воображение аудитории, — Лист, Рахманинов и Чайковский не в числе его «козырных карт». Он всегда одет с иголочки и, в отличие от своих многочисленных коллег, точно знает, какой на дворе год и век, — умеет преподносить себя публике, добавляя к своему внешнему облику лощеного европейца (высокий рост, стройная фигура, ниспадающая на лоб челка) нотку легкого, истинно французского небрежного шика — например, под безупречно скроенными черными брюками могут обнаружиться малинового цвета носки — правда, тоже безупречного качества и отменно на нем сидящие. Кажется, что каждый раз он выходит на сцену не для того, чтобы исповедаться перед публикой, выговорить свою душу, страдать и думать, — а исключительно для того, чтобы получить удовольствие от общения с инструментом, которым он владеет так хорошо, и с публикой, привычки и повадки которой за несколько десятилетий концертной карьеры изучил досконально и умеет использовать для себя. Иными словами, он истинный представитель Франции — сибарит, знающий вкус жизни, и абсолютный гедонист, без малейшего намека на свойственное его русским коллегам трагическое мироощущение. В их ряду он смотрелся бы белой вороной — может быть, поэтому Москва, ошеломленная контрастом с тем, что знала ранее, так решительно полюбила его со времени его российского дебюта около десяти лет назад — Тибоде смотрится здесь невиданной красоты экзотической птицей. В свой новый приезд он будет играть музыку одного автора — Клода Дебюсси, с которым у большинства русских пианистов отношения весьма натянутые (опять же никакого внутреннего конфликта, отсутствие потребности страдать и музыка различных состояний, максимально далеких от стрессовых). Вторая тетрадь прелюдий, «Эстампы», Бергамасская сюита — французская терапия для города, измученного страстями рахманиновских концертов и эксцентрикой прокофьевских сонат. Это будет очень приятный расслабленный вечер — и да, обратите внимание, как хорошо сидит на герое этого вечера смокинг от Вивьен Вествуд.
19 октября 2012,

Ближайшие события

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация