Москва
Москва
Петербург

Мы вышли покурить на 17 лет...

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Сборник рассказов с автобиографическими мотивами от лауреата премии «Русский Букер»
Михаил Елизаров стал лауреатом премии «Русский Букер» в 2008 году, что характеризует не столько Елизарова, сколько «Букер» — в последнее время выбор членов жюри конкурса вызывал все больше недоуменных вопросов. Тем не менее роман «Библиотекарь», который принес Елизарову победу, закрепил за ним репутацию такого «недоСорокина», который, может быть, когда-нибудь до эталона и дорастет. Сборник рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет…» демонстрирует совсем другую литературную манеру, тоже, впрочем, усвоенную не без чужого влияния — прилепинских «пацанских» рассказов.

Описанные истории не имеют отношения к автору — настаивает Михаил Елизаров в аннотации к книге и публичных высказываниях о ней. Но при этом добавляет, что они ему очень близки, поскольку это «запасники его души», темы, прибереженные для личных воспоминаний. Ощущение близости героя автору подчеркивают и во многих рассказах встречающееся местоимение «я», и фамилия рассказчика — Елизаров.

Елизаровский герой, как и автор, окончил филологический факультет, приехал в Москву из провинциального города, зарабатывает себе на жизнь литературным трудом, пописывает песни (название «Мы вышли покурить на 17 лет…» — это строчка из реальной песни, написанной Михаилом Елизаровым). И заглавный рассказ, который дал название всему сборнику, очень похож на автобиографический: длинный тощий студент филфака после пережитого публичного оскорбления приходит в качалку и силой воли и упорством добивается того, что ребята – держатели заведения начинают не просто видеть в нем своего, но и уважать его некоторую инаковость (высшее гуманитарное образование, длинные волосы). Ну и мышцы, понятное дело, накачивает тоже.

Автобиографичность (настоящая и/или псевдо), разумеется, сама по себе ничего не значит. Вопрос в другом: хватает ли нажитого и пережитого на сюжет? Елизарову не хватает. Как временами не хватает и его литературному образцу — Прилепину. Но если Прилепин всегда может предъявить читателю работу в ОМОНе и две Чеченские войны, то у Елизарова перечень куда более скромный: жизнь в провинциальном городке, качалка, опыт приехавшего в Москву провинциала, путешествие по Западной Европе с температурой и почти без денег. Негусто. Вот и тексты получаются жиденькие. Автор вынужден больше описывать и рассказывать, чем показывать, — потому что показать-то, по сути, особенно нечего. В рассказе «Кэптен Морган» есть трагикомический персонаж — сорокалетний недотепа из Омска Олег Григорьевич, маленький человек, которого никто не принимает всерьез. И никто не слушает. Даже когда он хочет рассказать бывшей жене и дочери-подростку о том, как он якобы сурово поговорил с продавщицей из супермаркета. Вот и елизаровские сюжеты — из жизни ли они или из пальца — такие же не заслуживающие внимания. Читаешь и думаешь: к чему это все? Все-таки чтобы писать о себе — нужно быть хотя бы Прилепиным.

2 октября 2012,
Мы вышли покурить на 17 лет...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация