Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации - Фото №0
Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации - Фото №1
Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации - Фото №2
Time Out

О событии

Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых из макетов мифического музея-мемориала, по сути — ретроспектива творчества художников.
Основной интерес первого лица Red October Владимира Овчаренко находится, судя по всему, в показе того, что может быть определено как «русское». Сначала он пригласил Владимира Архипова представить его коллекцию дизайн-достижений отечественных самоделкиных из дремучих углов страны. На второй выставке будет показана старая инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Памятник исчезнувшей цивилизации», посвященная, как можно догадаться, Советскому Союзу. Кабакову, в чем он неоднократно признавался, коммунальный образ жизни в Союзе нанес непоправимую травму, которую он пытался излечить, воспроизводя этот тип совместного проживания разных людей в своих масштабных «тотальных инсталляциях». «Памятник…» состоит из двух макетов некоего музея-мемориала, полузакопанного в землю, и окружающих их витрин и планшетов с эскизами и подробными описаниями 38 инсталляций, из которых должна состоять его экспозиция. Все они были уже когда-то реализованы Кабаковыми в разных местах и по разным поводам. Тем самым «Памятник исчезнувшей цивилизации» является не только ретроспективой советского и раннего постсоветского этапов творчества Кабаковых, но и прозрачным намеком общественности на то, какой авторы хотели бы видеть судьбу определенного корпуса своих работ. План «монумента», поделенного на семь разделов, вроде «Коммунальной квартиры» или «Больничного корпуса», впервые был представлен в 1999 году в Палермо. В 2000-м в Химках открылся первый магазин IKEA. Казалось бы, это события разного порядка. Но сегодня никакого другого сравнения, кроме как с прогулкой по IKEA, воображаемый проход по сокрушающему в своем размере кургану-лабиринту (60 × 80 метров) Кабаковых не возникает. Кухня сменяется туалетом, спальня — детской, можно посмотреть, можно отвернуться. И полная гуманизма фраза с первого листа карандашного наброска «Памятника…»: «В бесчеловечном мире — мир человека» — выглядит как результат работы копирайтера. Масштаб идеи погребает под собой отдельные работы, и то, что все они разбросаны по миру (хотя часть есть и в российских коллекциях, например в Эрмитаже), делает этот проект, к счастью, принципиально нереализуемым. Все-таки концептуализм — это, словами Юрия Альберта, «искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нем думать».

Спецпроект

Загружается, подождите ...