Тайный агент. На взгляд Запада
Time Out

О книге

Два роман Джозефа Конрада (автора «Путешествия в сердце тьмы», экранизированного Копполой), один из которых — о российских политических террористах.

Том Джозефа Конрада с романами «Тайный агент» и «На взгляд Запада», «Благоволительницы» Джонатана Литтелла и «Аристономия» Акунина-Чхартишвили вышли примерно в одно и то же время, и все вместе представляют эволюцию социально-философской рефлексии. Английский писатель Джозеф Конрад известен как автор знаменитых рассказов и романов, в том числе и прежде всего «Путешествия в сердце тьмы», экранизированного Фрэнсисом Фордом Копполой. Романы «Тайный агент» и «На взгляд Запада» — поздние вещи Конрада. Оба они посвящены русским революционерам-террористам. Пожалуй, наиболее любопытен роман «На взгляд Запада» (кстати, вышедший в России в 1912 году), явно учитывающий русскую литературную традицию и произведения Достоевского в первую очередь. В Петербурге террористы убивают министра внутренних дел. Один из убийц — студент Халдин — после преступления сознается своему однокашнику Кириллу Разумову.

Разумов, не разделяющий революционных идей, доносит на Халдина. Потом оказывается в Швейцарии, в кругу революционеров-эмигрантов. Здесь он влюбляется в сестру Халдина и признается, что донес на ее брата. Революционеры устраивают самосуд над Разумовым, не убивают, но калечат его. Таков сюжет. Роман многословный и несколько сумбурный. Но, несмотря на отстраненность, Конрад точен в оценках и тверд во взгляде на русскую действительность. Революционерам он не сочувствует — наоборот. Хотя и государственные чиновники симпатии у него не вызывают. Революционное зло, преступные замыслы разрушают коренные понятия права и ценности человека. Но власть не может сопротивляться этому злу. Цинизм — «отличительная черта и русского самодержавия, и русского мятежа. В своем упоении огромными числами, в своих странных претензиях на святость, в тайной готовности унизить себя страданием дух России есть дух цинизма. Он пронизывает заявления государственных мужей, теории тамошних революционеров и мистические откровения пророков до такой степени, что свобода начинает казаться разновидностью бесчинства, а христианские добродетели — чем-то совершенно непристойным». И в этом смысле роман Конрада вполне пророческий и предвидит то, что будет происходить в России короткое время спустя. Событиям революции и гражданской войны посвящен роман «Аристономия». Здесь главный герой Антон Клобуков тоже решает для себя вопросы в первую очередь нравственного порядка и пытается сохранить верность себе. Он оказывается то на одной стороне, то на другой, и не в силах понять, где правда. Разумов предает, доносит, но не теряет себя. Клобуков вроде бы не предает, но каждый раз пребывает в растерянности.

Следующий шаг — в романе Литтелла. Герой «Благоволительниц» офицер СС, принимающий участие в карательных операциях, уже не рефлексирует. У него остались лишь рефлекторные реакции на зло, то есть ужасу сопротивляется тело, но не разум. Тело хранит память о чистоте, чести, сострадании, а разум равнодушен. «Я живу, делаю что могу, как все вокруг», — восклицает герой Литтелла. Он по-своему честен. Но это и есть самое страшное.