Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Школа для дураков

Автор: Саша Соколов
Режиссер/Постановщик: Юрий Погребничко

Теплая  нежная драма по роману Саши Соколова в постановке Юрия Погребничко.

Почему-то хочется написать, что этот спектакль про любовь. «Школа для дураков»? Где главный герой — сын мрачного работника прокуратуры, долговязый паренек с блуждающей на губах безотчетной улыбкой, ученик специальной школы Такой-то, страдающий раздвоением личности, упрекающий за торопливость свое второе «я», рассказывающий своему умершему учителю про его же похороны? Где все пространство обрезано низким потолком и тесными каменными стенами, между которыми проложены ржавые рельсы? Где ссутулившиеся люди в потертой одежде, к которой навсегда прилип снег, спотыкаясь о шпалы, бредут по этой одноколейке в направлении покосившегося кладбищенского ангела? Где все — одиноки?

И все же. Герой романа Саши Соколова Такой-то, названный в спектакле Юрия Погребничко просто Мальчик (Егор Павлов), живет в бесконечном пространстве своей памяти, где хранится только красивое. А самое красивое — учительница ботаники Вета Аркадьевна, чье лицо он видит повсюду, и у леонардовой Джоконды в том числе. И где никто не умирает. Где обаятельный учитель географии Павел Петрович Норвегов (Сергей Каплунов) — Савл — советует читать Писание и уверяет, что в жизни что-то есть. Он вертит глобус, и границы на нем исчезают. И хотя Савл был уволен за крамолу и умер в одиночестве, в памяти Мальчика он прогуливается с прекрасной дамой, которой так и не признался в любви. И это — главный урок Савла. Любовью можно жить, даже если она безнадежна.

Второе «я» Такого-то — в спектакле названное Он же (Наум Швец) — идет к отцу Веты Аркадьевны. Старый учитель с мировым именем (так он назван в программке; Алексей Левинский), вернувшийся из лагерей ученый, изобретает палку с гвоздиком, чтобы, несмотря на негнущуюся спину, очищать от мусора свой сад. Он дает Мальчику еще один урок: надо пользоваться носовым платком и ни у кого не спрашивать на любовь позволения.

Спектакль, где время не линейно, начинается именно с финала — с признания в любви. Голос Гребенщикова поет «Эта женщина, увижу и немею», а Мальчик взбирается на сиденье электрички и громко (не по правилам специальной школы) говорит Вете Аркадьевне о переполняющем его чувстве. Автор (Лилия Загорская), подбирающий слова, чтобы точнее рассказать историю Такого-то, видит и убогость электрички, и обшарпанность ангела, и стены, ограничивающие мир Мальчика. И помнит он все, а не только красивое. Но и красивое тоже помнит.

Театр «ОКОЛО» — крошечный. Туда ходят, похоже, только свои. А среди своих можно позволить себе иногда говорить тепло и нежно, не прикрываясь щитом иронии.

26 октября 2012,

Афиша

Персоны

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация