Москва
Москва
Петербург

1Q84

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Третья книга мистического романа-импровизации Харуки Мураками. Она еще более затянута, банальна и вторична, чем предыдущие, — но поклонники японского писателя все равно будут в восторге от этих блужданий по параллельному миру.

Произведения Мураками, как правило, ничем не кончаются. Вернее, так — кончаются ничем. Многозначительное многоточие — вообще его излюбленный прием. Кажется, что весь Мураками — одна сплошная фигура умолчания. Впрочем, на сей раз финал все-таки имеется. Если не смысловой, то, по крайней мере, композиционный. Налицо попытка свести концы с концами. Лучше, правда, от этого Мураками не стал.

Кажется, что от романа к роману Мураками пишет все менее интересно, точнее сказать — неинтересно совсем. Он все более многословен, он не изображает, а объясняет. То есть для того, чтобы рассказать историю, ему нужны многочисленные объяснения. Раньше его изобразительность тратилась на описание мельчайших движений, как психологических, так и физических. Мураками тщательно и подробно описывал каждый жест. Зачем ему нужна такая избыточность — было не вполне понятно, но это хотя бы создавало иллюзию стиля.

В огромной трилогии «1Q84» этой стилистической приметы раннего Мураками уже не найти. Здесь вообще мало живого — придуманные, растянутые диалоги, банальные и функциональные, призванные объяснить то, что по недосмотру автора осталось за кадром, с одной стороны, а с другой — хоть как-то аргументировать поведение героев. Это роман-импровизация, который как будто придумывается на ходу, так что сам автор лишь смутно догадывался, что же будет происходить дальше и куда заведет его собственное письмо. Однако и это не главная беда. Гораздо хуже то, что Мураками пытается написать бестселлер, эдакий «Миллениум» Стига Ларссона на японский манер, — и поэтому углубляется в какие-то чудовищные дебри банальности и вторичности.

Вот главная героиня — Аомаме — своего рода Лиз Саландер, мстящая мужчинам за жестокое обращение с женщинами. Разумеется, она гений боевых искусств и способна отправить на тот свет очередного извращенца с помощью выверенного и незаметного укола в нужную точку.

Вот герой — Тэнго, — характер которого гораздо более аморфен. Вроде бы у него есть литературный дар. Вроде бы он не от мира сего. Но, собственно, и все. Как бы то ни было, Аомаме и Тэнго должны встретиться и соединиться друг с другом. К этому и ведет повествование на полторы тысячи страниц. Понятно, что героев поджидают разные трудности и препятствия. Носят они двойственный характер. Например, есть некая религиозная тоталитарная секта. Но самое страшное таит в себе сама действительность, природа вещей как таковая. Это как будто расколовшийся, треснувший мир. И сквозь трещину в мире, в котором сияют две луны, появляются таинственные Little People, истинные хозяева мироздания, или правители тысяча невесть какого восемьдесят четвертого года.

Первая книга эпопеи Мураками и начинается с того, что в этот странный мир и странное время героиня попадает просто по пожарной лестнице, ведущей вниз с хайвея. Как в нем оказался герой — сказать трудно. Мистика Мураками намеренно туманна, здесь как раз объяснений от него не дождешься. Параллельный мир в романе как бы мерцающий. Он есть, и его нет. Но выход из этого мистического мерцания существует. Это все та же пожарная лестница, но на сей раз отважная Аомаме по ней поднимается. И за руку ведет своего избранника Тэнго. Вполне себе мифологическая ситуация. А то, что герой ведомый, а героиня ведущая, — и символично, и современно.

5 сентября 2012,
1Q84
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация