Москва
Москва
Петербург

Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана

Первая выставка «Гаража» в бумажном павильоне: архивные материалы и новые проекты временных строений парка от Алексея Щусева до Шигеру Бана.
История о великолепной архитектуре, ее прекрасных авторах, об объектах, которым суждена короткая жизнь, для «Гаража» — не отвлеченная тема. Переехав в Парк Горького, самое блестящее, богатое и знаменитое художественное заведение Москвы обосновалось во временном павильоне, который стал альфой и омегой, пристанищем и поводом этой выставки, ее сюжетом и завершающим экспозицию экспонатом. Есть у этой выставки и практический смысл — новым хозяевам важно оценить потенциал парка, по которому прошлось, меняя планы, стили и финансовые задачи, не одно поколение Лопахиных. Все они, уничтожая старое, обветшавшее ради прекрасного нового, хотели каждый раз сделать как лучше. Получилось как всегда — вплоть до заставленного ужасными аттракционами странного места, которое горожане еще недавно обходили стороной, — этап истории организаторы выставки почему-то решили опустить. Начав с Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, историю довели до перепланировки парка начала 1930-х, слегка коснулись деятельности Эль Лисицкого и проложили дорогу к современности через военные трофеи.

Самым интересным получилось начало — оставившее до обидного скудную память в планах, чертежах, фотографиях, рисунках. Строили павильоны Всероссийской выставки в соответствии с разнообразными вкусами их авторов в самых разных стилях — от модерна до конструктивизма. Первый большой проект социалистического строительства собрал лучших художников и архитекторов, вместе работали классики и авангардисты — Щусев и Жолтовский, Гинзбург и Мельников, Коненков и Экстер. Силы привлекали настолько значительные, что и в единственно доступном теперь — бумажном — виде работы их выглядят очень эффектно. В реальном виде шансов уцелеть у построек не было — качеством во имя рекордных сроков легко жертвовали: радовать трудящихся, демонстрировать достижения государства рабочих и крестьян требовалось немедленно. Печально думать, что и павильон Шигеру Бана, в котором открывается выставка, обречен — как обречены были все те чудесные здания, о которых рассказывают в его стенах. Усиливает эту печаль то, что многие постоянные сооружения, украсившие социалистическую столицу, и вполовину не были такими прекрасными, как временные. Возможно, «Гараж» изменит эту грустную традицию и его капитальные здания утешат после того, как прессованный картон Бана подточит московский климат.
5 сентября 2012,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация