Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Открытие IV Большого фестиваля РНО

Участвует в: Большой фестиваль РНО
Один из самых интеллектуальных дирижеров Владимир Юровский с произведениями Шостаковича и Воана-Уильямса.

Весь прошедший сезон Владимир Юровский провел на виду у московской музыкальной общественности: сначала он открыл историческую сцену Большого театра нашумевшей постановкой «Руслана и Людмилы» Глинки, затем грянуло его назначение на пост художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра, долгие годы проведшего в «военно-террористическом» режиме предыдущего хозяина Марка Горенштейна. Критики ерничали: классическая ситуация выбора между женой и любовницей — Юровский-де любит один оркестр (Российский национальный, с которым и связаны его первые появления в Москве за дирижерским пультом), а вот жить ему придется совсем с другим.

Не сказать чтобы к своим новым подчиненным дирижер был равнодушен (в Госоркестре последние полгода царит духоподъемная атмосфера, и новому худруку удивительно быстро удалось вдохнуть жизнь в, казалось бы, безнадежно погрязший в рутине коллектив), но то, что у Юровского и РНО действительно многолетний бурный роман, признают абсолютно все. Этот роман пережил взлеты и падения, драматические перипетии, ссоры и примирения— за десять с небольшим лет отношений между дирижером и оркестром было всякое.

За это время Юровский сумел выйти из категории молодых и перспективных и войти в категорию зрелых мастеров, стать главным приглашенным дирижером РНО и остаться просто приглашенным, преодолеть отчужденность оркестра, одного из самых снобских в Москве, и воспитать целую формацию своих сторонников, понимающих его намерения с полуслова, причем по обе стороны рампы — как в самом РНО, так и в среде московских меломанов. Однажды он даже почти стал главным дирижером (основатель РНО Михаил Плетнев решил не передавать ему бразды правления в самый последний момент), но ему хватило благородства и силы воли, чтобы после несостоявшейся передачи власти не хлопнуть дверью.

Теперь у него другой московский оркестр (помимо нескольких официальных позиций за рубежом и десятков ангажементов), но он все равно умудряется найти время в своем плотном графике для РНО, а Михаил Плетнев благородно уступает ему «право первой ночи» на ежегодном фестивале оркестра. Но не исключено, что эта «первая ночь» будет последней — в обозримом будущем — выступлением Юровского с его любимым коллективом — потому что даже самым прекрасным историям приходит конец. Тем более что параллельно Владимир Юровский будет готовить другую программу со своими новыми подопечными — 6 сентября уже вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром он даст в Большом зале Консерватории концерт памяти умершего в июле хормейстера Бориса Тевлина (в программе среди прочего будет традиционный по таким случаям «Реквием» Моцарта) — и как он будет разрываться между двумя оркестрами во времени и пространстве, известно только ему.

Впрочем, программа концерта Юровского с РНО совершенно не похожа на подведение итогов и прощание — это классический выбор дирижера, любящего и умеющего смешивать хорошо знакомые и даже заигранные произведения с абсолютнейшими раритетами — фирменное ноу-хау дирижера, слывущего интеллектуалом и любителем редкостей. Рядом с «Ленинградской» симфонией Шостаковича, писавшейся и первый раз сыгранной в блокадном Ленинграде, соседствует никому не известная (и практически никому в России ненужная) Шестая симфония английского классика Ральфа Воана-Уильямса.

К английской симфонической традиции — а это целая компания именитых авторов, где, помимо Воана-Уильямса, присутствуют Бенджамин Бриттен, Эдвард Элгар, Густав Холст и Джеральд Финзи, — в России всегда относились настороженно и с большим недоверием. По именам авторов вроде как знали, но музыки их сторонились, и только отдельные знатоки вроде Геннадия Рождественского и Евгения Светланова периодически включали сочинения британских авторов в свои программы — другие же поспешно объявляли английскую музыку пресной и заунывной, а посему — неисполнимой и совершенно невостебованной.

Шестая симфония Воана-Уильямса — почти современница опуса Шостаковича: окончена сразу после Второй мировой войны и в своем звуковом облике запечатлела всю гамму эмоций послевоенной Европы. Всю, за исключением, пожалуй, ура-патриотической эйфории — изломанные гармонии и общий мрачный тон произведения историки музыки связывают с впечатлением, которое на композитора произвела новость о сбросе атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. Так или иначе, в иные моменты Воан-Уильямс пугающе напоминает Шостаковича — и этот факт, вероятно, создаст увлекательную интригу в концерте, где соседствуют два на первый взгляд абсолютно чуждых друг другу и несхожих автора, которых до сего дня никому в голову не приходило сравнивать. Владимир Юровский знает, как увлечь публику, и еще лучше знает, как увлечь Российский национальный оркестр — который наверняка не захочет ударить в грязь лицом. Тем более вполне возможно, что этот опыт совместного музицирования может оказаться последним на долгое время.

4 сентября 2012,

Ближайшие события

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация