Москва
Москва
Петербург

Он был моей жизнью

u u u u u Мнение редакции
В русском переводе вышли воспоминания Эльетты фон Караян — вдовы одного из самых могущественных и харизматичных дирижеров ХХ века.

Дирижерская жена — это один из непременных ярких типажей в оркестровом мире, что-то вроде еврейской мамы или секретарши генерального директора. Руководящий всем и вся дирижер, традиционно стоящий на самой вершине музыкальной иерархии, как правило, является пластилином в руках собственной супруги, ненавязчивой тенью проскальзывающей на репетициях и восседающей на лучших местах на концертах. Эльетта фон Караян, жена одного из… впрочем, не одного из, а самого влиятельного и грозного дирижера ХХ века, который в своих руках держал не только знаменитый Берлинский филармонический оркестр и Зальцбургский фестиваль, но и весь музыкальный бизнес в целом, была воплощенным идеалом спутницы Великого Маэстро. Красавица (бывшая модель), француженка — с присущим ее нации безупречным вкусом и шармом. Мать двух очаровательных дочерей. Муза, которой одной дозволялось сидеть на репетициях у своего мужа (Караян не терпел посторонних, когда репетировал). Идеальная хозяйка дома, наконец. Честно говоря, портрет госпожи Караян столь полный и идеальный, что невольно начинаешь искать в его описании некий изъян — но не находишь, ибо аккуратное перо автора книги исключает какую-либо погрешность. То есть по отношению к себе еще возможны какие-то незначительные упреки — в том, что Эльетта долго не могла выучить немецкий язык и стыдила себя за это или что боялась высоты, за которую ее вышучивал сам Караян — страстный поклонник самолетов и практически профессиональный пилот. Но главный герой ее книги — безупречен с головы до пальцев ног, и, собственно, весь труд, вышедший аккурат к юбилею маэстро, — апология его таланту и письменное свидетельство его непогрешимости что в профессиональном, что в личном плане.

Вероятно, этой апологии не понадобилось бы, если бы последние двадцать лет в Караяна уже задним числом (он умер в 1989 году) не летели критические стрелы. Критики упоминали о его властности, граничащей с деспотизмом, о его искусном умении выстраивать отношения с власть предержащими (что было очевидно в нацистские годы), о неуемном перфекционизме, который особенно проявлялся в записях. Обо всем этом Эльетта фон Караян не пишет — позволяя себе иногда вскользь подтрунивать над коллегами и соперниками своего мужа (особенно достается Леонарду Бернстайну), она мгновенно переключается на панегирический тон немецкой романтической прозы, когда речь заходит о Его привычках, Его высказываниях, Его жизненных взглядах. Сюжетной фактуры, ибо Караян был личностью неординарной и судьба сводила его со многими известными людьми, вполне хватает, чтобы это идеалистическое повествование не успело наскучить (книга довольно компактна и хорошо структурирована на главы), но вместе с дотошным изложением биографических фактов и перечислением имен разворачивается параллельный сюжет — о том, как быть идеальной женой знаменитого публичного человека. Караяна нет в живых уже почти четверть века, а его вдова не допускает даже мысли о том, что к нему можно относиться иначе, чем как к сверхчеловеку — наделенному более других умом, талантом и масштабом личности. Посему главный месседж книги — напомнить новому поколению, в глаза не видевшему Караяна, что золотое время олимпийских богов в музыке кануло в Лету, — достигается без особого труда.

24 августа 2012,
Он был моей жизнью
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация