Москва

О книге

Альбом фотографа Игоря Мухина, собравший черно-белые снимки Москвы и москвичей разных лет.

Фотографическая книга в России — жанр настолько редкий, что даже выдающимся представителям профессии, каким, несомненно, является Игорь Мухин, издаваться удается очень редко. Возможно, поэтому ее составители — автор и Ирина Меглинская — решили, используя случай, до конца попытаться объять необъятное, рассказать о четверти века жизни столицы и фотографа.

Выбирая из множества снимков, сделанных за годы упорных трудов, две с небольшим сотни фотографий, в книгу вместили все важные для фотографа сюжеты: ликующую по всяким поводам молодежь, демонстрации и митинги полного политического спектра, удивительных персонажей в самых диковинных сочетаниях, которыми богаты столичные улицы. Список сюжетов при этом решительно расширили — в объектив не расстающегося с камерой Мухина по вольной воле или по заказу что только не попадает. И пойти притом решили не натоптанным редакторами и кураторами, а новым, своим путем. В результате известные по множеству выставок и публикаций знаковые снимки, с которыми мгновенно ассоциируется имя фотографа, в лучшем случае отошли на задний план.

В худшем — исчезли, уступив место менее успешным до сих пор кадрам. Идея недурна сама по себе: повторение — далеко не всегда мать учения, искать и находить шедевры, не останавливаясь на тех, что достигнуты предшественником, — одна из главнейших задач и мощный соблазн кураторско-составительской работы. Вот только жесткие, почти жестокие «мухинские» формулы, в которых пересекаются пространство, время и человеческая личность, оказались разбавлены не только вновь открытыми шедеврами, но и снимками почти случайными. Несколько исторических переломов, вместившихся в это время, смазались, растворились в пляжной суете, интимных радостях. Ушло напряжение, осталось смутное недовольство, актуальный протест. За что автор открывающего книгу эссе «Не хочу узнать свое лицо» Захар Прилепин решил попенять все же модели: «…Москва разлюбила себя. Перины ее истлели, пирожки ее высохли, барство ее дурацкое и бессмысленное. Здесь все время что-то празднуют либо готовятся к концерту, но наверняка знаешь: им всем весело, только пока они пьяные. Потом сразу станет противно». Приговор вынесен, смягчающих обстоятельств не нашли.

Остался вопрос: что случилось с красивыми девушками, которых Мухин взглядом мастера выхватывал и из потасовок на митингах, и из веселой праздничной толпы?

Спецпроект

Загружается, подождите ...