ГенАцид. Деревенский анекдот
Time Out

О спектакле

Кирилл Вытоптов поставил комедию о государственных экспериментах на людях.

Молодой писатель Всеволод Бенигсен лет пять назад опубликовал в «Знамени» роман «ГенАцид», в котором приземлил на нашу почву утопический мотив романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где противостоящие тоталитаризму люди выучивали наизусть предназначенные к сжиганию книги. По мысли автора, в России заставить народ учить литературные шедевры можно только диктаторской волей под надзором милиции, и до добра подобный эксперимент не доведет. Некое село Большие Ущеры выбрали как подопытный полигон для отработки проекта «Государственная единая национальная идея», или сокращенно «ГенАцид». Великую русскую литературу — главное народное достояние — современному русскому народу, безъязыкому и спившемуся в своих Ущерах, приказали вызубрить. Взбаламучивание мозгов привело к бунту, пожару в библиотеке и убийству библиотекаря.

Молодой режиссер Кирилл Вытоптов гипотетических бенигсеновских ущерцев сделал живыми людьми, которые на глазах у зрителей пытаются освоить реальные тексты Гоголя, Чехова, Бродского и даже Крученых. И сюжет перевернулся. Поначалу на сцене, представляющей собой громадную, сложенную из белых бревен пишущую машинку (сценография Наны Абдрашитовой), появляются актеры «Современника», старательно играющие легко узнаваемые карикатуры деревенских пропойц, самогонщиц, кулаков и залетевших девок. Но, по мере того как они чудовищно исковерканной говорами речью пытаются под хохот зала произнести слова классиков, их персонажи начинают эти слова слышать, а потом и примерять на себя. И вот уже скептически наблюдающему за ними библиотекарю (Илья Древнов) — послушному проводнику новой государственной политики — начинают задавать вопросы: «Выходит, по Чехову, смысла жизни-то и нет?» А самогонщица Громиха (Светлана Коркошко) прокуренным голосом бухает «Аблока»: «И, медленно пройдя меж пьяными…» Брюхатая, брошенная сбежавшим в город парнем почтальонша (Клавдия Коршунова) чуть не навзрыд читает о бегущей за поездом Катюше Масловой. Мать (Елена Миллиоти) удавившегося из-за потерянного смысла жизни местного богача спрашивает ошеломленно: «Русь, куда несешься ты?»

Библиотекарь, сосланный в народ после неудачной защиты диссертации о необходимости искоренить историю как науку, с брезгливым недоумением смотрит на душевные корчи односельчан. А потом, выпив с ними, провоцирует на драку разделившихся на две партии любителей поэзии и прозы. В финале именно он поджигает библиотеку и, оставив жену, возвращается восвояси, чтобы защитить-таки диссертацию на тему о вреде внедрения культуры в массы.

Спектакль репетировался больше года. А кажется ответом на последние достижения правительства, которое руками новых интеллигентов, доказывающих неэффективность искусствознания, бесполезность гуманитарного образования, нерентабельность музеев, глухоту народа к серьезному искусству, начало настоящий «ГенАцид» отечественной культуры.