Москва
Москва
Петербург

Знаки внимания

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Сборник колонок поэта, писателя и публициста Льва Рубинштейна — неустаревающие рассуждения на злободневные темы.

«Знаки внимания» — это сборник колонок Льва Рубинштейна, опубликованных им за последнее время в разных отечественных изданиях. И сам жанр этой книги уже может ввести читателя в заблуждение. Ведь что такое колонка — это по сути текст журналистский, то есть злободневный, сиюминутный, актуальный ровно в день выхода и ну, может быть, еще неделю после. А потом безнадежно устаревающий. И мы привыкли относиться ко всем этим сборникам журналистских текстов как к памятнику Маньке Величкиной данного журналиста и не более. Другое дело, что все это абсолютно не относится ко Льву Рубинштейну.

Почему? Потому что, как мы все помним, он вышел из карточек. Небольших таких, из библиотечного каталога. И его стихи (которые не совсем стихи, а больше похожи на подслушанные реплики или готовые «народные» формулы) бытовали так: Лев Семенович выходил на публику и зачитывал их бесстрастным голосом соседа по коммуналке. Потом эти карточки напечатали в книге, что в корне неверно. Их нужно было печатать именно что на карточках. И вот недавно вышли карточки. Правда, не каталожные, а совсем маленькие — размером с визитные. «Четыре текста из Большой картотеки» называется.

Так вот, автор, который пишет на карточках, должен держать в голове, что на карточке не распишешься. Она маленькая. А значит запись на ней должна быть короткой и емкой. Как формула. Как афоризм. Как анекдот. Кстати и разговаривает Лев Семенович так же: как будто на карточке пишет. Кто имел честь общаться с Рубинштейном лично, знает, что это не только чистое удовольствие. Даже самый обыкновенный треп за столиком в кафе — это всегда работа ума. Слушающий должен в собственной голове достроить ту логическую ироническую конструкцию, которая только что возникла в голове Рубинштейн, — иначе шутка не будет понятной. Поэтому подспудно ты всегда находишься в некоторой напряженной готовности «догнать» шутку. А шутки у Рубинштейна очень ловкие и точные. Их очень приятно и смешно «догонять».

И колонки Рубинштейна здорово читать не только в день выхода, но и через год, два, пять и более лет после написания именно потому, что в основе их лежат те самые отточенные до скромных размеров карточки формулы, анекдоты и афоризмы. Истинные и лживые. Актуальные и подзабытые. А Лев Семенович, с ловкостью и циничностью хирурга, то одну обнаружит, то другую вскроет. Только колонки, в отличие от стихов, печатаются не на карточках, а на страницах. Они большие. Там можно не экономить пространство и снабдить афоризм вводной частью, которая аккуратно подготовит читателя к финальному оксюморону.

И еще, с колонками Рубинштейна всегда так: начинаешь читать — и кажется, что она про протестные движения, или националистов, или неловкую реплику крупного политика. А дочитываешь — и оказывается, что она про вечное. Про людей, которые не меняются. То есть журналистика становится фактом искусства. А как она ею остановится? Очень просто. Чтобы так вышло, нужно «в шуме и скрежете постараться уловить ритм и порядок. Они всегда там есть. Надо лишь прислушаться и вглядеться. Иногда искусство не требует «руки художника». Оно требует лишь его взгляда — пристального и заинтересованного». Такого, каким наделен Лев Семенович.

12 июля 2012
Знаки внимания
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация