Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Дон Жуан

Участники: Доротея Решманн, Петер Маттеи, Джузеппе Филианоти, Александр Цымбалюк, Даниэль Баренбойм, Анна Прохаска, Андриан Сампретриан, Мария Бенгтссон
Автор: Вольфганг Амадей Моцарт
Новый сезон в Большом открывается гастролями миланского театра La Scala во главе с Даниэлем Баренбоймом.

Еще с советских времен миланский La Scala в российском сознании занимал особое место даже по отношению к своим самым знаменитых конкурентам — мы, конечно, всегда знали, что нью-йоркская Metropolitan или Лондонская Королевская опера прекрасны, но настоящей столицей оперы и вокальным Олимпом считался все-таки театр в Милане. Отчасти потому, что в не самые богатые на заезжих гастролеров годы La Scala довольно регулярно приезжал в Москву и каждый раз — обоймой звезд мирового класса. Ну и, конечно же, потому что Милан — это Италия, а Италия — родина оперы, и этим сказано все.

Свою несколько наивную веру в La Scala Россия пронесла через десятилетия, и поколебать ее не смогли даже коррективы истории — за последние четверть века главный итальянский оперный дом не раз сокрушали скандалы, а критика все чаще говорила о творческом и финансовом кризисе. Вдобавок к этому театр пережил серьезный ремонт, после которого его акустика (никогда, кстати, не славившаяся как безупречная) подозрительно ухудшилась, а его имя и репутация ни коим образом не повлияли на жесткое сокращение средств по всей Италии на театральные нужды — и La Scala, так же, как и все другие, был вынужден ограничивать себя. Сейчас ситуация более или менее стабилизировалась: у руля театра — опытнейший интендант Стефан Лисснер, музыкальный руководитель — Даниэль Баренбойм, и все наиболее стоящие (во всех отношениях) певцы регулярно появляются на здешней сцене. В традиционный день открытия сезона, на котором появляется вся итальянская знать, — 7 декабря — в прошлом сезоне играли «Дон Жуана» в новой постановке Роберта Карсена — и от количества звезд на сцене несколько рябило в глазах: театр явно неравнодушен к своему великому прошлому и любой ценой хочет воскресить миф о себе. Неудивительно, что именно с этой постановкой La Scala решил появиться в Москве — чтобы произвести впечатление.

Собственно, о мифе La Scala, атмосфере кулис, таинственном отблеске знаменитого пурпурного занавеса повествует и сам спектакль — опытнейший постановщик Карсен обыгрывает театральные условности, стирая невидимую грань между сценой и публикой, между легендой и реальностью, между моцартовскими героями и простыми людьми. Не сказать, что эта концепция всегда безупречно работает — иногда режиссер, наигравшись с передвижениями по сцене нескольких красных занавесов различной величины (точными копиями настоящего), выдыхается и начинает покорно плыть по течению моцартовского сюжета. Но безупречно красивые, пусть и статичные режиссерские пустоты с лихвой заполняются музыкой, ибо маэстро Баренбойм знает, как обращаться с Моцартом, а послушные каждому его жесту певцы ощущают себя в моцартовской музыке чрезвычайно свободно и раскованно.

В Москве, не преминут заметить местные снобы, будет менее звездный состав, нежели на премьере в Милане, — не будет Анны Нетребко в одной из ее коронных ролей — Донны Анны, не будет и весельчака и балагура Брина Терфеля — одного из самых статусных басов мира и записного Лепорелло. Впрочем, отсутствие громких имен не пойдет в ущерб качеству — в роли вечного слуги Дон Жуана дебютирует очень перспективный румынский бас Андриан Сампретриан, а верхнюю строчку во всех ансамблях озвучит блестящее шведское сопрано Мария Бенгтссон в роли Донны Анны. Самое главное — в титульной партии на сцену Большого театра выйдет красавец-швед Петер Маттеи, без преувеличения родившийся для того, чтобы петь Дон Жуана, а в его окружении, помимо двух названных выше певцов, будут лучшие моцартовские голоса Европы — итальянец Джузеппе Филианоти (Дон Оттавио), немки Доротея Решманн (Донна Эльвира) и Анна Прохаска (Церлина), литовец Костас Сморигинас (Мазетто) и украинец Александр Цымбалюк (Командор). Вкупе с гибким и пластичным оркестром La Scala, который год назад отлично показал себя в вердиевском Реквиеме, три вечера с «Дон Жуаном» обещают быть запоминающимися.

6 сентября 2012,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация