Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Портрет: границы жанра

Эволюция изображения человека — от живописных работ Тинторетто до шокирующих перформансов Марины Абрамович.

Объединенная команда российских и французских кураторов демонстрирует наглядно — современное искусство не так радикально отличается от предшествующего, как хотелось бы думать его создателям и мнится перепуганным консерваторам. Люди, с которых пишут портрет, — не говоря уже об окружающей среде — продолжают вдохновлять художников, даже если опознать сюжет удается лишь по этикетке. Иллюстрируют эту недавно еще новаторскую, в последнее десятилетие распространившуюся повсеместно идею чуть больше полусотни произведений, созданных за три века — от Тинторетто до Джона Бальдессари. Демонстрируют их на двух площадках: Музею современного искусства на Петровке достался пейзаж, в ГЦСИ показывают портрет.

Один из лучших музеев Франции, знаменитый прекрасной коллекцией де Латура, был организован после революции, пополнялся сначала реквизированными собраниями обезглавленных аристократов, затем более традиционным образом, а с 1838-го согласно решению городского совета начал целенаправленно собирать интернациональное современное искусство. Несмотря на то что сейчас — в ожидании нового прекрасного здания — коллекция много путешествует, произведений старых мастеров на выставке немного: шесть портретов и пять пейзажей, ни о каком не выдаваемом никому никогда драгоценном Латуре кураторы даже не мечтали.

Большая часть современных пейзажей — видео: Пьер Юиг соединяет черную дыру с видом вулкана, озвучивая статичную дрожащую картинку музыкой из фантастических фильмов, Айзек Джулиан под чтение из Гомера демонстрирует тропический «Рай», Анри Сала в «Дай мне цвета» показывает, как перекрашивают албанскую социалистическую Тирану. С традиционными изображениями гармонирует работа Гилберта и Джорджа — фотоколлаж с фигурами авторов на фоне огромных сперматозоидов напоминает романтические работы Каспара Давида Фридриха — за неимением классика их предлагают сравнивать с идеальным образом Ван Сваневельта. Целостный образ мира в работах современных художников распадается на части, перекомпоновывается. За холодный урбанизм отвечают на выставке фотографы.

Человек изменился еще сильнее — особенно женщины: раскрепостив дивной красоты дам со всеми положенными атрибутами «прекрасного», получили в итоге перформансы испытывающей тело на прочность Марины Абрамович, анилиновые раскраски кинодив, украшения в виде горящих волос, «Писающую женщину» Софи Рикетт. И даже наивных деток теперь видят то с дырочкой в боку, то с повылазившими глазами. А вот мужчины — судя по психологическому портрету работы Тинторетто и рассказывающему о своем самом сокровенном «Вполголоса» Вито Аккончи — стали всего лишь более хуже одеваться.

Другую часть выставки «Границы жанра» можно увидеть здесь

 

18 июня 2012

Персоны

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация