Шопениана. Дивертисмент. Кармен-сюита

О спектакле

В концерте собраны одноактные балеты с участием Николая Цискаридзе, Галины Степаненко, Евгении Образцовой, Дмитрия Гуданова и других.
Жанр выдержан неточно: крохотные упаковки духов, кофе и прочей продукции, что стараются втюхать рекламщики, обычно достаются нам бесплатно. Но в Большом театре ничего бесплатного не бывает — соответственно, и на этот вечер продаются билеты по весьма немаленьким ценам. Тем не менее это именно пробник: не посмотреть толком балет, а чуть-чуть понюхать его — но если вы никогда в жизни не выбирались в Большой, посещение театра в этот вечер может стать неплохим вариантом. Потому что в концерте собраны танцы самые разные — и вы сразу поймете, что именно из постановок вам может в дальнейшем понравиться. Вот в первом отделении «Шопениана» Михаила Фокина — «белый» вроде бы бессюжетный балет, что обычно кажется небалетоманам слегка скучным. Ну да, тьма девушек в летучих белых юбках, один танцовщик со смешным бантом на шее, меланхолия 1907 года, что присыпана пылью времен. Но в этот вечер среди толпы девиц правит Николай Цискаридзе — и печальный маленький спектакль, повествующий о том, как герой бродит в пространстве ускользающих воспоминаний, приобретает иной масштаб и иной смысл: быть может, это грусть по тому Большому театру, что уже не вернется после победоносной реконструкции. Если вам глянется «Шопениана» — далее вам прямой путь на «Жизель», с ее танцами бестелесных привидений. Рядом с «Шопенианой» — «Кармен-сюита»: еще одно воспоминание, еще одна фирменная фишка Большого. Спектакль, придуманный Альберто Алонсо для Майи Плисецкой, отразил не только индивидуальность великой балерины, но и характерные черты московской школы: острый жест, расчет на буйный темперамент. Теперь Кармен танцует Галина Степаненко — и запросто можно понять, почему солдаты-офицеры-тореадоры складываются от одного взгляда такой Кармен штабелями. Если оцените «Кармен-сюиту» — покупайте билет на «Дон Кихота», не ошибетесь.

В комплекте с маленькими одноактными балетами — совсем крохотные дозы других спектаклей. Вот па-де-де из «Спящей красавицы» — и на сцене отличная балерина Евгения Образцова, один из лучших принцев Большого Дмитрий Гуданов, биться в чистую классику, не только в «Спящую», но и в «Раймонду», «Корсара», «Коппелию». Вот танец краснокожих туземцев из «Баядерки» — в воздух швыряется барабан, адский темп, хохот в каждом движении — пример того, как старинный спектакль вовсе не обязательно спектакль чопорный. (Вам захочется посмотреть этот «индийский» балет Петипа целиком — и вы будете правы: это лучшее творение хореографа, гораздо круче вроде бы всем знакомого «Лебединого озера».) И, наконец, фрагмент из «Chroma» Уэйна Макгрегора — это уже XXI век, хореография, перекликающаяся с современной архитектурой (не московской, конечно, лондонской). Если понравится — вас ждут «Herman Sherman» и «Cinque».

На фото: Галина Степаненко в роли Кармен