Москва
Москва
Петербург
q Студия театрального искусства u u u u u Мнение редакции На карте
3

Москва — Петушки

Режиссер/Постановщик: Сергей Женовач
Актеры: Мария Курденевич, Сергей Качанов, Алексей Вертков, Катерина Васильева, Александр Прошин
Автор: Венедикт Ерофеев
Участвует в: «Золотая маска»: Конкурс

Женовач поставил спектакль по книге Ерофеева как поэму об одиночестве человека и алкоголе как состоянии души.

Веничка — сухощавый, даже тщедушный молодой человек, который, кажется, вот-вот постареет, со слегка залёжанными нестрижеными волосами, в поношенном пиджаке и криво сидящей бабочке — вошел в зал с легким портфелем, недостаточно отягощенным хересом и тяжелой мыслью. Мысль была об огромной ресторанной люстре, которая ведь может и на голову упасть. Сама угроза — многоярусная, из железа и множества разнокалиберных водочных бутылок конструкция (по эскизу Давида Боровского к несостоявшемуся спектаклю Таганки «Страсти по Ерофееву»), мирно покачивалась аккурат над головами зрителей, потом дернулась и, позвякивая, поплыла вправо. Веничка попробовал спрятаться от нее за вопиюще-красным, из дешевого советского плюша занавесом, но за ним объявился двойник люстры-угрозы…

Режиссер Сергей Женовач поставил поэму Ерофеева как многонаселенный моноспектакль. Одинокий герой погружен в собственные мысли, они материализуются и начинают жить своей жизнью: докучать, преследовать, смешить, рассказывая свои истории, угрожать, как люстра, бередить… И при этом никак не нарушать его одиночества. Зрители — тоже его мысленные собеседники, к которым он все время обращается, веря, что не перебьют и не ответят. Отвечают только ангелы: две прелестные девушки в черных кудряшках и белых комбинезончиках, с надписью «СТИ» («Студия театрального искусства») на белых футболках. Именно театр предлагает Веничке еще одну возможность понять, почему он так и не доехал до Петушков.

Сценограф Александр Боровский создает пространство, Веничке великоватое, очерченное назойливыми занавесами-напоминаниями: красным — о советском официозе, белой французской шторой — о советском же досуге в привокзальном ресторане. Между ними стол как ковчег, собирающий спасающихся собутыльников, которые вздымают над ним граненые стаканы при каждом тосте, как рабочий и колхозница — серп и молот. За стол дружно держатся даже тогда, когда он нежданно встает на дыбы. Оторваться от него можно только ради белоглазой Девушки-баллады (Мария Курденевич). Сцена услужливо на пару минут поднимает из чрева своего матрас, на котором она — смеющаяся гибкая хулиганка, обвивающая Веничку стройными ножками. А потом «проглатывает» вновь. «Блаженство и корчи, восторги и судороги» ждут в Петушках, а до них еще доехать надо.

Веничка в исполнении Алексея Верткова верит, что обязательно доедет. Оптимист… Актер «купается» в тексте Ерофеева, угощая им публику, как коктейлем, рецепт которого тут же и дарит ей. Он прикрывает тоску иронией, изящно жонглирует матерком, не давая зрителям усомниться в его поэтичности. Но артистизм Верткова лишает Веничку сквозящего в каждом ерофеевском слове чувства собственной неуместности, невстроенности в общий хмельной лад, ненужности никому. Театр дает герою опору в зрительском сопереживании. Отсюда и надежда на Петушки. А писание поэмы — дело одиночки. Для автора трагедия неизбежна. В спектакле пока гибель Венички остается несчастным случаем. Впрочем, поезд «Москва – Петушки» по сцене «Студии театрального искусства» еще только отправляется в путь.

Фото: сцена из спектакля

5 июня 2012,

Афиша

Еще по теме

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация