Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Весна священная

В Мариинском театре реконструируют «Весну священную» в постановке Вацлава Нижинского – революционный балет, премьера которого на «Русских сезонах» Дягилева сопровождалась разгромной критикой и свистом.
Яркие и одновременно угрюмые луга, заповедные и опасные пространства, пестрые платья, кажущиеся смешными лишь до тех пор, пока не рассмотришь на них ведьмовской узор, – «Весну священную» оформлял Николай Рерих. И не только оформлял – он и подал сюжет Стравинскому, который думал о новой работе. Человеческое жертвоприношение в языческой Руси – что может быть лучше для того, чтобы поразить Париж во время очередного дягилевского сезона? Идея понравилась композитору, увлекла великого импресарио, а ставить спектакль взялся Вацлав Нижинский. Сейчас придуманный им 99 лет назад балет возобновляют в Мариинском театре.

За последние полтора десятилетия три версии «Весны» сменяли в Мариинском одна другую. Пермский дикарь, харизматик, хореограф божьей милостью Евгений Панфилов был заморожен почтением к вагановскому академизму и сделал в Петербурге свой самый неудачный (поскольку самый пафосный) спектакль о противостоянии Художника и черни; Донвена Пандурски в тандеме с Михаилом Шемякиным превратила «Весну» в энтомологический очерк (действие развивалось в царстве насекомых – с пауками и мухами).

И, наконец, ровно между этими двумя нелепицами – печальной и смешной – мариинская труппа в 2003 году выучила и впервые исполнила балет Нижинского. Балет, премьера которого в Париже в 1913 году была освистана, обругана, отрецензирована так, что классическое сетевое пожелание «аффтар выпей йаду» в сравнении покажется просто комплиментом; и балет, развернувший – буквально – искусство танца, устроивший в нем революцию. Во-первых, Нижинский в этом спектакле заставил труппу ставить ноги носками внутрь – и косолапый рисунок стоп сработал на сюжет точнейшим образом. Открывается балет гулянием в Древней Руси, предшествующим выбору жертвы (ее принесут земле, чтобы та дала хороший урожай), а затем из рядов девиц выталкивается собственно будущая жертва.

Разве могла быть выражена традиционно изящными балетными па великолепная дичь обряда? Ведь и музыка придумана совсем неизящная – грозная партитура Стравинского взрывается воплями, темно шепчет, обмирает в секунду, когда Избранница-девчонка понимает, что обречена именно она.

Кроме «выворотности», Нижинский порушил привычную структуру балетного спектакля, рутинную пирамиду «кордебалет – солисты – балерина и премьер». Да, роль Избранницы очень важна (и Нижинский сочинял ее для сестры Брониславы, а когда выяснил, что она, забеременев, не сможет выйти на премьеру, впал в редкую для него ярость), но роль массы куда важнее. Эти людские толпы в лаптях (не натуральных, конечно же), войлочных шапках, красно-белых сарафанах, их тяжелое ворочанье и пасмурное кокетство, их впечатляющие перестроения – то, что впечатывается в память раз и навсегда. Бедный гений поговорил о русском народе и об участи избранника в нем. А театр теперь в не особенно урожайный сезон может достать «Весну» из кладовой – запас, обеспеченный когда-то выгнанным из него избранником.

 

26 июня 2012,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация