Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Василий Ермилов

Лучшие картины и скульптуры лидера харьковского авангарда.

Выставка Василия Ермилова должна была стать и стала открытием. Не таким оглушительным, как прошлогодняя экспозиция его работ в Киеве, которая, опрокинув авангардистскую табель о рангах, представила художника так мощно, что его теперь трудно считать всего лишь автором отдельных чудесных работ. Увы, произведения из украинских собраний до нас не доехали — по совокупности объективно-субъективных бюрократических, политических и прочих причин. Нет на выставке и работ из западных коллекций, в том числе и потрясающего лаконизмом рельефа, который хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Отчасти компенсирует эти недостачи пятисотстраничный том, скромно названный «Материалы к творческой биографии художника», — он включает статьи, воспоминания и полный каталог его произведений.

Несмотря на все печальные обстоятельства, история о художнике, талантливом, изобретательном, восприимчивом к новому, сложилась. С точностью и тонкостью, характерной для всех экспозиций галереи «Проун», выступившей организатором выставки, ее кураторы Марина Лошак и Мария Салина демонстрируют, как Ермилов создавал свой оригинальный, замешанный на традиционном народном творчестве вариант конструктивизма. Как он изучал кубизм и другие модные новации, переносил в геометрические композиции, причудливые архитектурные и полиграфические проекты традиционный орнамент. Отслеживая множество разнообразных — художественных, поэтических, идеологических — влияний, выставку не делят на периоды, показывая рядом работы разного времени и разной природы — непонятным чудом сохранившиеся пространственные композиции, реалистические «тюремные рисунки», нарядные книжные иллюстрации. Поздних вещей на выставке почти нет — нет и печали о сломанной обвинениями в формализме жизни. Печалиться не о чем — жизнь в очередной раз победила неизвестным науке способом: некоторые произведения Ермилова так явно предвещают труды московских «романтических концептуалистов», что трудно поверить, что знать о своем предшественнике они просто не могли.

Иллюстрация: Василий Ермилов «Дворец пионеров и октябрят в Харькове. Проект оформления интерьеров» (1934–1935). Бумага, наклеенная на картон, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва

Персона

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация