Василий Ермилов - Фото №0
Василий Ермилов - Фото №1
Василий Ермилов - Фото №2
Василий Ермилов - Фото №3
Василий Ермилов - Фото №4
Василий Ермилов - Фото №5
Time Out

О событии

Лучшие картины и скульптуры лидера харьковского авангарда.

Выставка Василия Ермилова должна была стать и стала открытием. Не таким оглушительным, как прошлогодняя экспозиция его работ в Киеве, которая, опрокинув авангардистскую табель о рангах, представила художника так мощно, что его теперь трудно считать всего лишь автором отдельных чудесных работ. Увы, произведения из украинских собраний до нас не доехали — по совокупности объективно-субъективных бюрократических, политических и прочих причин. Нет на выставке и работ из западных коллекций, в том числе и потрясающего лаконизмом рельефа, который хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Отчасти компенсирует эти недостачи пятисотстраничный том, скромно названный «Материалы к творческой биографии художника», — он включает статьи, воспоминания и полный каталог его произведений.

Несмотря на все печальные обстоятельства, история о художнике, талантливом, изобретательном, восприимчивом к новому, сложилась. С точностью и тонкостью, характерной для всех экспозиций галереи «Проун», выступившей организатором выставки, ее кураторы Марина Лошак и Мария Салина демонстрируют, как Ермилов создавал свой оригинальный, замешанный на традиционном народном творчестве вариант конструктивизма. Как он изучал кубизм и другие модные новации, переносил в геометрические композиции, причудливые архитектурные и полиграфические проекты традиционный орнамент. Отслеживая множество разнообразных — художественных, поэтических, идеологических — влияний, выставку не делят на периоды, показывая рядом работы разного времени и разной природы — непонятным чудом сохранившиеся пространственные композиции, реалистические «тюремные рисунки», нарядные книжные иллюстрации. Поздних вещей на выставке почти нет — нет и печали о сломанной обвинениями в формализме жизни. Печалиться не о чем — жизнь в очередной раз победила неизвестным науке способом: некоторые произведения Ермилова так явно предвещают труды московских «романтических концептуалистов», что трудно поверить, что знать о своем предшественнике они просто не могли.

Иллюстрация: Василий Ермилов «Дворец пионеров и октябрят в Харькове. Проект оформления интерьеров» (1934–1935). Бумага, наклеенная на картон, гуашь, графитный карандаш. Собрание Константина Григоришина, Москва