Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
u u u u u Мнение редакции

Литургия Zero

Премьерой «Литургии Zero» Валерий Фокин лишний раз подтвердил неукротимую решимость своих «покушений на миражи»
Премьерой «Литургии Zero» по роману «Игрок» в Александринском театре Валерий Фокин лишний раз подтвердил неукротимую решимость своих «покушений на миражи». В его спектакле Достоевский – совсем не тот автор, который склонен оставлять публике какие-либо иллюзии.

В середине девяностых «Игроки» по отечественной сцене ходили во множестве. Одной из самых заметных была постановка Марка Захарова под названием «Варвар и еретик» (главного героя замечательно играл Александр Абдулов). Согласно ленкомовской версии, фантастическая, необоримая страсть русского человека к азартным играм и внезапному обогащению сообщала национальному характеру некое иррациональное величие. Эта трагическая удаль, этот душевный размах позволяли – не отходя от колеса рулетки и проигрываясь в пух и прах, причем в долг – морально возвыситься над любым прагматичным и оттого ничтожным «немцем-перцем-колбасой» и вертопрахом-французом. Спектакль Валерия Фокина (вообще не склонного к романтизации народных guilty pleasures – он уже успел упразднить цыган в «Живом трупе») на все эти не лишенные известной приятности рассуждения ответил вежливо, но непреклонно: «Ничего подобного».

Рулетенбург на Александринской сцене – серое, до бесчеловечности лаконичное пространство (художник Александр Боровский), где казино неотличимо от курорта: делают ли здешние обитатели ставки или же припадают к целебному источнику – не важно. Важно то, что они неизменно и стремительно движутся по кругу, только благодаря этой механической карусели производя впечатление живых существ. Прекратит шарик вращение, кончится завод – игроки, скорее всего, упадут замертво. Массовка (традиционно для фокинских спектаклей по Достоевскому состоящая из «живых мертвецов») на сей раз не лишена даже некоторой гламурной привлекательности: на смену ритуальным пляскам гротескных чиновников (как в давнем «Двойнике») пришли изящные гимнастические упражнения манекенов нового поколения. Первые среди равных тут – роковые соблазнители: мадемуазель Бланш (Мария Луговая) и де Грие (Тихон Жизневский), хорошенькие, как куколки, и такие же улыбчивые и бездушные.

Живое от неживого отличить просто. По температуре. Алексей Иванович, игрок (Антон Шагин, специально выписанный из московского «Ленкома»), все время спектакля пребывает в отчаянной лихорадке. Объект вожделения пламенного юноши, впрочем, романтичен не слишком: игроку нашего времени не нужна игра. Ему нужны деньги. Потому что «они – все!» – с простодушным пылом восклицает герой, ища (и находя) поддержку у первых рядов партера. Даже страсть к прекрасной и своевольной Полине (а в том, что героиня Александры Большаковой прекрасна, зрителю легко убедиться – актриса в судьбоносный момент оказывается раздетой догола) – и та меркнет рядом со страстью к деньгам, причем непременно внезапным и очень большим. Никаких особых «бонусов» вроде национального куража в этой игре не содержится – единственной и закономерной наградой для героя оказывается стремительный и необратимый распад личности. Мучительницу и мученицу Полину центробежная сила выбрасывает с круга и вовсе «в Швейцарию» – поближе к еще одному русскому швейцарцу, князю Мышкину, и на тех же медицинских основаниях.

Роль «последней ставки», способной переломить ход игры и доказать, что в этой «русской рулетке» есть какой-то высший смысл, досталась Бабушке – в виртуозном исполнении Эры Зиганшиной. Однако и бодрая бабуленька из оплота здравого смысла и традиционных ценностей быстрехонько превращается в маниакального гэмблера, к собственному ужасу обнаруживая в себе тот же изъян, что и в молодом беспутном поколении. Ставит на зеро – и проигрывает. Как все здесь.

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация