Москва
Москва
Петербург

Координаты поколения / LXXV

Участники: Виктор Пивоваров, Эдуард Штейнберг, Игорь Шелковский
Выставка художников-эмигрантов, обитателей «параллельного мира» советского искусства.

Как любая правильно организованная музейная структура, Государственный центр современного искусства в своей деятельности обращается не только к самому что ни на есть передовому искусству, будь то экзотическая подборка молодых авторов или новая инсталляция заезжей звезды, но и к тем художникам, без которых невозможно себе представить историю русского искусства второй половины XX века.

Не оглядываясь на таблоидную озабоченность ценовыми рекордами и стараясь держаться в стороне от конъюнктурных веяний, ГЦСИ последовательно раздает долги старшему поколению (в том числе и от лица государства, от которого это поколение пострадало). Перед новым зданием установлен фрагмент ковша в память о «бульдозерной выставке» и как предостережение всем нам. На первой премии «Инновация» премия за вклад в развитие отечественного искусства была вручена Оскару Рабину, одному из организаторов той выставки, а на первой Московской биеннале в ГЦСИ прошла блестящая выставка Михаила Рогинского.

Проект «Координаты поколения» существует в рамках той же выставочной стратегии, объединив под предлогом юбилейного года (все они родились в 1937 году) художников Виктора Пивоварова, Игоря Шелковского и Эдуарда Штейнберга (скончавшегося в марте этого года). Три разные судьбы, три разные художественные манеры и области интересов. Объединяет их, кроме общего года рождения, отъезд в эмиграцию. Виктор Пивоваров — «радикальный романтик», один из «отцов-основателей» московского концептуализма, уехал в 1982 году в Прагу. Игорь Шелковский — скульптор, ставший редактором и издателем, уехал в 1976 году во Францию, где на собственные деньги в конце 1970-х – начале 1980-х совместно с Александром Сидоровым подготовил к печати и опубликовал 8 номеров журнала «А – Я», посвященного неофициальной культуре СССР того времени. Эдуард Штейнберг, метафизик, мастер «религиозной абстракции», выведенной им из супрематизма Малевича, уезжает во Францию в 1988 году.

Любой отъезд может мыслиться двояко. С одной стороны, это безусловная драма, потеря для контекста, для поколения, не говоря уже о переживаниях внутри отдельной жизни. С другой, в логике общей пользы, — эмиграция художника или исследователя превращает его в «агента влияния» русской культуры (в сборнике «Русское зарубежье» ГЦСИ несколько лет назад собрал 340 имен). И любое возвращение на родину, пусть даже в рамках небольшой ретроспективы «на троих», «стирает» определенные ошибки истории, позволяя подумать о том, как было «тогда», и сравнить с тем, что происходит «сейчас».

Иллюстрация: В. Пивоваров. Из альбома «Шаги механика», 1999.

18 апреля 2012,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация