Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею
q МХТ им. А. П. Чехова u u u u u Мнение редакции На карте
12

Год, когда я не родился

Актеры: Олег Табаков, Дарья Мороз, Наталья Тенякова, Олеся Ленская
Режиссер/Постановщик: Константин Богомолов
Автор: Виктор Розов
В драме Виктора Розова сложные нравственные проблемы нашего сегодняшнего бытия раскрываются через отношения людей в семье.

Пьеса советского классика Виктора Розова «Гнездо глухаря» была для него поворотной. Он разрешил себе увидеть, что случаются и плохие строители коммунизма, да и построили они что-то не то и не для тех. Номенклатурный работник со стажем Судаков понадеялся перед пенсией на повышение, но его обошел его собственный зять, который к тому же еще и бросил дочь Судакова ради дочери чина повыше. Сюжетец, конечно, вечный, только Розов считал его пережитком прошлого, и в прежних пьесах драматурга всегда находился положительный герой, бодро вправлявший отдельный перекос в русло советской морали. А тут не нашлось. По всем «розовским» приметам Судаков — персонаж отрицательный: «оторвался от реальности», выпендривается перед иностранцами, одноклассницу не выручил, лекарство редкое забыл достать, запрещает сыну встречаться с дочерью продавщицы — короче, зарвавшийся «глухарь». Олег Табаков играет обаятельного вальяжного отца семейства, заботливого в меру своей занятости на службе. И все вменяемые его герою автором грехи легко прощает: ну замотался мужик. Наталья Тенякова и вовсе играет чудную, чуткую, умеющую вести большой дом и в то же время ироничную мать семейства. Все бы хорошо, да завелся в милом доме карьерист. Актеры про одно, а режиссер про другое.

Малозначимость семейных передряг постановщик спектакля «Год, когда я не родился» Константин Богомолов подчеркивает тем, что отводит живому плану спектакля узкий прогал вдоль авансцены, а большую часть сверху закрывает экраном, на котором в разных демонстрируются скрытые от зрителя уголки квартиры: спальня, туалет, кухня, создавая впечатление слежки «большого брата». Иногда на экране идут кадры Парадов Победы разных лет. На фоне больших лиц победителей школьница показывает неумелый стриптиз, а два молодых карьериста (мелких на фоне фигур на экране) скандируют: «Россия будет наша». К действию это никакого отношения не имеет. Но сюжет Розова Богомолова совсем не интересует. Он в очередной раз ставит спектакль о тоталитарной власти, либо давящей, либо растлевающей людей. Причем сам относится к означенным людям с тем же презрением, что и власть. А пока суд да дело, пока на большом экране идут разоблачения с аналогиями «совка» и фашизма, пока молодые актеры по заданию режиссера цедят текст сквозь зубы, транслируя его, а не играя, звезды старшего поколения с чувством, толком и расстановкой дают семейную драму по старинке: в лучших традициях психологического театра, стараясь избежать розовской назидательности, не упуская случая блеснуть мастерством. Совершенно вставным номером смотрится, например, появление на сцене той самой продавщицы в исполнении Розы Хайруллиной. Ее героиня только что отмазала от ментов сына Судакова. Разувшись в «роскошной» номенклатурной квартире, не рискнув скинуть плащ, она, босая и говорливая, торопливо уговаривает рюмку за рюмкой с матерью спасенного ею парнишки. Хайруллина и Тенякова смачно и душевно празднуют свою победу. И их человеческая радость затмевает пугающие выкрики будущих сатрапов про «нашу Россию». Публика встречает эту сцену дружным хохотом и, расходясь, обсуждает не тоталитаризм, а то, как похожа «стенка», что стоит в кабинете Судакова, на их собственную, купленную по открытке от месткома. И что старшеклассники в 1978 году, к которому привязано действие, целовались куда смелее, чем показано в спектакле.

Обращаем ваше внимание на то, что в данном спектакле артисты курят на сцене.
 

12 апреля 2012,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация