Москва
Москва
Петербург

Война и мир

Режиссер/Постановщик: Александр Титель
Автор: Сергей Прокофьев
Актеры: Дмитрий Зуев, Наталья Петрожицкая, Екатерина Гусева
Музыкальная эпопея композитора Прокофьева, написанная в середине 1940-х годов.
С одной стороны, в год 200-летия со дня Бородинского сражения и победы над Наполеоном логично было предположить, что самая масштабная (если не сказать громоздкая) русская опера будет поставлена в Москве с надлежащей помпой. С другой стороны, необычно то, что за нее дерзнул взяться именно Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича 200-летия со дня Бородинского сражения и победы над Наполеоном логично было предположить, что самая масштабная (если не сказать громоздкая) русская опера будет поставлена в Москве с надлежащей помпой. С другой стороны, необычно то, что за нее дерзнул взяться именно Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, а не, скажем, Большой — но в последнем несколько лет назад была катастрофическая невнятная постановка Ивана Поповски, посему «переставлять» оперу Прокофьева в ближайшие годы никто не будет, и инициатива перешла в театр по соседству.

Режиссера Александра Тителя и дирижера Феликса Коробова можно уважать уже только за то, что они вообще взялись за этот титанический труд. Шестьдесят лет назад четыре увесистых толстовских тома превратились в громадную, безразмерную оперу, которую сам композитор сначала хотел давать в два вечера, но затем все-таки «ужал» в один — вагнеровских масштабов. Наверное, никто, кроме пианистов-концертмейстеров, разучивающих с певцами музыкальный текст, и костюмеров, не сможет сказать, сколько все-таки в этом сочинении персонажей — то ли пятьдесят два, то ли пятьдесят шесть. Причем наивно было бы думать, что при такой плотности населения на квадратный сантиметр прокофьевской музыки их партии небольшие и легкие. Отнюдь: мало кто из теноров может справиться с ролью Пьера Безухова, масштабной и чрезвычайно насыщенной вокально; первоклассный бас требуется на партию Кутузова, вещающего поверх мощнейшего оркестра; его антагонистом — и ничуть не менее высокого класса — должен быть драматический баритон в партии Наполеона. В общем, список можно продолжать и продолжать. Такое многолюдное сборище на сцене, с одной стороны, позволяет занять абсолютно всю труппу (счастье для репертуарных театров, где все время кто-то из певцов жалуется на то, что его или ее не занимают в спектаклях), с другой — ставит непомерные задачи для режиссеров.

Массовые сцены чередуются с диалогами главных героев, и Прокофьеву удалось передать два измерения толстовской эпопеи — и ее эпический размах, и тонкую лирику: вокалисты, в частности, особо жалуют в качестве концертных номеров упоительный дуэт Наташи и Сони лунной ночью или арию Андрея Болконского, в которой слышатся отголоски Чайковского и Бородина. В Музыкальном театре, по счастью, есть молодые певцы, которые смогут убедительно воплотить главных героев, — Наташей Ростовой станут Елена Гусева и Наталья Петрожицкая, Болконского споют Илья Павлов и Дмитрий Зуев, роль соблазнительной Элен Безуховой примерят на себя Елена Максимова и Ксения Дудникова. На «Войну и мир», в независимости от персонального приятия или неприятия прокофьевского оперного стиля, пойти стоит, чтобы услышать весь вокальный потенциал театра — а он очень впечатляющий. Плюс, конечно, посмотреть, насколько режиссеру Александру Тителю удастся собрать воедино все драматургические нити оперы — спектакль предусмотрительно начинают на полчаса раньше обычного — в 18.30, чтобы к концу оперы и торжеству русской армии количество людей на сцене не превышало количество зрителей в зале.

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация