Москва
Москва
Петербург

Владимир Юровский

Авторитетный дирижер с западной карьерой впервые выступит с Госоркестром, сменив на посту Марка Горенштейна.
Еще недавно самый статусный, овеянный легендами и осыпанный регалиями московский коллектив считали мертвой душой — Государственный академический симфонический оркестр России, он же ГАСО, он же Госоркестр, он же попросту «светлановский» оркестр (по имени его легендарного худрука и главного дирижера Евгения Светланова) — он существовал для прихотей одного единственного человека — своего главного дирижера Марка Горенштейна, тирана и деспота со стажем. Десять лет кряду Горенштейн держал артистов своего коллектива в страхе божьем — повышенные тона стали на репетициях привычным делом, денежные штрафы — нормой, а пустырник и валокордин — лидерами продаж. Когда-то это должно было закончиться и закончилось после публичного скандала на конкурсе Чайковского, где дирижер обозвал армянского мальчика-виолончелиста «аулом», после чего оркестр и пресса взбунтовались, а Министерство культуры принялось искать замену дирижеру и нашло ее — неожиданно для всех — в лице Владимира Юровского.

Трудно представить себе людей более несхожих, чем бывший и нынешний худруки Госоркестра. На месте самодура и эгоцентрика, проповедовавшего типично советские феодальные методы управления, появился вышколенный европеец с русскими корнями и западной карьерой — не повышающий голос, не любящий интриг, не считающий возможным развлекать публику и потакать ее вкусам, а предпочитающий ее образовывать и воспитывать. Коллектив с многолетней историей в творческом плане развернулся на сто восемьдесят градусов и пошел совершенно другой дорогой — а ведь еще каких-то полгода назад играл программы вроде «увертюры к операм Россини», где публике предлагалось послушать двенадцать или пятнадцать сочинений одного и того же автора, собранные в алфавитном порядке. Не то сейчас: в афишах замелькали имена композиторов ХХ века (фирменный знак Юровского, который никогда не ограничивался исхоженными репертуарными тропами), актуальные европейские солисты и необычные стилистические сочетания.

Одно только «но»: должность главного дирижера Юровский не принял, ограничившись титулом художественного руководителя — у него физически нет времени в ближайшие годы посвящать оркестру по десять-двенадцать недель в сезон, сколько требует симфонический коллектив, особенно в экстремальных российских условиях жизни. Тем более ценно, когда он появляется за пультом — и, сказав в начале сезона, что выкроит несколько дней для приезда в Москву весною, Юровский свое обещание сдержал — и в грядущую субботу представляет весьма серьезную и амбициозную программу из немецких классиков XIX и XX веков. Первым в программе значит Антон Веберн и его оркестровая Пассакалия — одним из самых загадочных авторов минувшего столетия, написавший несколько очень компактных, но чрезвычайно сложных по композиторской технике вещей, он производит на публику и музыкантов завораживающее впечатление — примерно такое, как «Черный квадрат» Малевича, увиденный впервые. За Веберном последует его товарищ и соратник по убеждениям и еще один апологет нововенской композиторской школы Албан Берг со своим Скрипичным концертом, имеющим подзаголовок «Памяти ангела» и посвященный 18-летней девушке, ушедшей из жизни — в нем вся горечь от расставания с жизнью, предчувствие скорого собственного конца (опус написан в последний год жизни автора) и невероятная хрустальная чистота звучания сольного инструмента (которую наверняка обеспечит именитый французский скрипач Рене Капюсон). Во втором отделении — «Героическая» симфония Бетховена, но не в своем привычном виде, а в оркестровой редакции Густава Малера, которую в Москве слышали разве что знатоки. Хочется надеяться, что публика, воспитанная на увертюрах Россини в алфавитном порядке, начнет перестраиваться на новые времена вместе с музыкантами оркестра.

Ближайшие события

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация