Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Сон в летнюю ночь

Автор: Уильям Шекспир
Режиссер/Постановщик: Кирилл Серебренников
Участвует в: «Золотая маска»: Конкурс
Кирилл Серебренников решил разобраться с каждой парой влюбленных из шекспировской комедии по отдельности. В итоге, везде война полов и бесконечные споры, а примирить всех могут только похороны.

Шекспир, как прежде водилось ко Дню Ивана Купалы, сплел венок из самых разных любовных историй — между богами, царями, богатыми людьми и бедными — комедию «Сон в летнюю ночь». Режиссер Кирилл Серебренников старательно этот венок расплел, со своими учениками «Седьмой студии» разыграл последовательно каждую историю по отдельности, и получилась… нет, не трагедия, скорее драма, но весьма склочная. За перипетиями отношений какой пары следить не начнут — везде война полов, бесконечные споры: кто круче, кто хуже, кто кому большую обиду нанес. Любовью тут и не пахнет. Да и вожделение рождается поневоле. Как насмешка поругавшихся богов Оберона и Титании: послали бесят Паков (их тут несколько) за любовным зельем, а они привели дылду-трансвестита с пронзенным стрелой горлом, который орошает продуктами собственной секреции — от слез до спермы (символически, конечно, чтобы ханжеских нервов не трепать) — спящих. И те, проснувшись, влюбляются в первого встречного. Людям еще относительно повезло: перебравшие на «последнем звонке» юнцы-выпускники путаются в герл-френдах. И то до драки доходит. А Титании вообще осел достался.

Спектакль разбит на четыре части, каждую из которых играют в своем пространстве. Зрители переходят от одного места действия к другому. Переводят взгляд с одной нескончаемой войны на другую. Подсмотрев через грязные полуразбитые окна заброшенной оранжереи за разборками богов, они перемещаются подсматривать разборки школьников в классе, потом — в кабинет психотерапевта, где на кушетках возлежат цари и царицы, одетые к современной пати, и цедят сквозь зубы доктору признания в своей супружеской ненависти. В ход идут уже не только шекспировские пассажи (правда, не из «Сна», а из «Укрощения строптивой»), но и Ломброзо, и Кант, и драматург Печейкин. Тех, кто успел пожить вместе, уже никаким зельем не проймешь.

Миф о какой-то прекрасной любви рождается только в головах простых работяг — мужиков, которых заставляют репетировать трагедию о Пираме и Фисбе, чтобы своим топорным исполнением они посмешили царских гостей. Их — смущенных и неловких — выталкивают на сценический круг, который обступают и гости, и зрители. И они, запинаясь, начинают рассказывать историю влюбленных, не пожелавших жить друг без друга. Смерти подвластно то, на что не способна жизнь. Смерть превращает первое влечение в вечную любовь. Круг начинает медленно вращаться. Похоронная процессия преобразуется в ритуальный хоровод под дивный «Плач нимфы» Монтеверди. Некоторые зрители присоединяются к рабочим сцены, вращающим круг. Остальные сочувствуют.

И как-то, по Серебренникову, выходит, что примирить нас всех — и даже мужчину и женщину — могут только похороны.

1 марта 2012,

Афиша

Персоны

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация