Риголетто

О событии

Концертное исполнение шедевра Верди с Альбиной Шагимуратовой в партии Джильды.
Удачные арии и хоры перемежаются со среднестатистической музыкой, которая в неумеренных количествах экспортировалась из Италии в середине XIX столетия по всему миру. Одновременно это и прорыв для композитора в новую эстетику — никогда раньше главным героем на оперной сцене не был уродец и шут: как бы ни выглядели брюхатые тенора и дородные примадонны, но по сюжету они всегда были красавцами и красавицами, а людей с физическими изъянами в мир прекрасного не пускали. 

Сюжет был заимствован у Виктора Гюго, на тот момент модного и невероятно скандального парижского автора — его пьесу «Король забавляется», которая и стала литературной основой будущей оперы, запретили после двух показов, сочтя ее безобразно натуралистичной и порочащей аристократию (у Гюго, правда, действие развивается не в Мантуе, а при французском дворе). Оперный жанр, как это обычно и случается, несколько сгладил все острые углы, во многом благодаря вердиевскому лирическому дару: можно по-разному относиться к горбатому шуту, которого судьба заставляет расплатиться за гнусную насмешку над отцовским горем, или к Герцогу Мантуанскому — беспринципному сластолюбцу, меняющему женщин как перчатки, но есть в опере абсолютно непорочный образ голубой героини — дочери Риголетто Джильды.

Эта партия — предмет мечтаний всех певиц и заведомый триумф для примадонн всех времен и народов, от Марии Каллас до Анны Нетребко — исполнить прекраснейшую на свете музыку, умереть в сладчайшем дуэте с баритоном в финале оперы и исторгнуть слезу у публики, которая спустя минуту приветствует тебя, нежданно воскресшую, на авансцене, — чего еще можно желать? Московская филармония сделала ставку как раз на исполнительницу партии Джильды — это восходящая (точнее, уже взошедшая) российская звезда, выпускница Московской консерватории и оперной студии при хьюстонской Grand Opera и постоянная гостья всех без исключения крупнейших сцен мира — от нью-йоркской Metropolitan Opera до миланского La Scala. Совсем недавно Шагимуратова участвовала в нашумевшей постановке «Руслана и Людмилы» в Большом театре, но тогда скандал из-за режиссерского прочтения Дмитрия Чернякова и нанятой клаки в зале перекрыл достижения певцов и дирижера, поэтому бенефиса у главной героини оперы не случилось.

Теперь — есть все шансы, потому как Джильда — одна из визитных карточек Шагимуратовой и ей не будет мешать ни режиссура, ни равнодушная протокольная публика, заполонявшая Большой осенью. Тем более что примадонне подобрали очень дорогую огранку: в роли Риголетто — опытный итальянский баритон Марко ди Феличе, Герцог — один из лучших европейских теноров, заявивший о себе во всех оперных столицах Европы и США Стефано Секко, плюс достойная команда московских певцов на второстепенных ролях и оркестр Московской филармонии под руководством опытного немецкого дирижера Михаэля Гюттлера. В Москве по «Риголетто» соскучились — в двух самых статусных театрах города (Большой и Музыкальный) она не идет, постановка Ральфа Ленгбаки в «Новой Опере» появляется в афише не слишком часто, да и делалась она в свое время в расчете на Дмитрия Хворостовского, витающего ныне в совершенно других, далеких от этой сцены орбитах. Поэтому шанс послушать одну из лучших вердиевских партитур «в чистом виде» упускать нельзя. Тем более — с таким составом исполнителей.

На фото: Альбина Шагимуратова

Спецпроект

Загружается, подождите ...