Москва
Москва
Петербург

Человек-подушка

Автор: Мартин Макдонах
Актеры: Сергей Сосновский, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Василий Немирович-Данченко, Виктор Хориняк
Режиссер/Постановщик: Кирилл Серебренников
На сцене МХТ — первый театральный нуар: отрубленные пальчики в коробочке и актер Анатолий Белый с детским трупиком на руках. Не для слабонервных!

Под конец сезона в Москве устроили конкурс Макдонахов: спектакли по ирландскому драматургу выпустили в «Сатириконе» и в МХТ им. А. П. Чехова. Но если Константин Райкин поставил спектакль-проповедь, то Кирилл Серебренников пошел еще дальше, попытавшись создать универсальное высказывание о смысле писательства.

В некоем тоталитарном государстве писатель Катурян Катурян (Анатолий Белый) однажды просыпается в камере, где хороший полицейский Тухольский (Сергей Сосновский) и плохой полицейский Ариэль (Виктор Хориняк) пытаются выбить из него признание в убийстве: каким-то образом в городе начали сбываться его никогда не публиковавшиеся детские страшилки, в которых мальчикам отрубают пальцы, а девочкам скармливают яблочных человечков с бритвами внутри. В итоге оказывается, что он никого не убивал, а убийства совершал его полоумный брат Михал (Алексей Кравченко), впечатленный опусами писателя.

Герои у Серебренникова оказываются как будто в пространстве нуарового фильма со строго выдержанной черно-белой гаммой, где два конферансье по бокам сцены повторяют и преувеличивают каждый звук. К примеру, чирканье спички о коробок иллюстрируется звуком наждачки. Все первое действие сдержанное настроение нарушается только розами и кровью, и лишь во втором акте начинается более привычный Серебренникову фарс, когда обреченная на распятие девочка-Иисус радостно обнимает огромный макет слезинки ребенка.

Режиссер вслед за драматургом намешал сложный салат из смыслов и трактовок. Что такое писатель в тоталитарном государстве? Что такое писатель вообще? Должно ли искусство быть добрым и подлежит ли уничтожению, если приведет какого-нибудь идиота к действиям с необратимыми последствиями? За каждым вопросом — мысль и цитата из различных культурных пластов ХХ века, здесь смешались в единую кучу Арто и Батай, Тарантино и Кира Муратова. Более подробный разбор смысловых подоплек на сайте спектакля — www.pillowman.ru, где Серебренников выложил энциклопедию-расшифровку.

Если вы спросите, что же конкретно хотел сказать режиссер, ответ будет — все. А из всего, как часто бывает, вышло ничего… но с большой буквы.

11 апреля 2007,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация