Золото

О книге

Писатель-режиссер Питер Гринуэй выпустил книгу пронзительных новелл о мерзостях антисемитизма времен Второй мировой войны.

Любитель барочной избыточности, певец разложения и маньяк каталогизации Питер Гринуэй стал известен нашей широкой публике летом 1993 года: Британский Совет тогда устроил беспрецедентную акцию — в крупнейших кинотеатрах Москвы бесплатно показывали все его фильмы. С того времени английский эстет прочно занимает место первой любви в умах любителей киноавангарда, чему за все эти годы не смогли помешать ни постоянный поток американских блокбастеров, ни вторжения азиатского арт-хауса.

Последние несколько лет Гринуэй методично испытывает терпение поклонников своим циклопическим проектом "Чемоданы Тульса Лупера". Его номинальный главный герой — эдакий британский Штирлиц, похититель секретов атомного оружия, выдуманный Гринуэем супершпион времен Второй мировой войны. Содержимое его чемоданов (количеством 92 — по порядковому номеру урана в таблице Менделеева) и является "содержанием" проекта, обнимающего все виды искусства.

Книга "Золото" — составная часть этого мегапроизведения. Она тоже посвящена событиям Второй мировой, и в ней мимоходом упоминается Тульс Лупер. Однако основное содержание этого 400-страничного тома — подробный рассказ о происхождении 100 (или 92 — в разных новеллах, что интересно, числа разнятся) слитков золота. 8 мая 1945 года немецкий лейтенант Густав Харпш выкрал их из баден-баденского депозитария "Дойче банка", чтобы с их помощью найти свою дочь, рожденную от французской крестьянки.

Эти слитки, аккуратно уложенные в два больших черных чемодана на заднем сиденье лейтенантского "Мерседеса", — настоящая квинтэссенция человеческого горя. Золото, из которого они состоят, было отобрано у немецких, голландских, польских евреев, выдрано из ртов узников концлагерей и снято с их безымянных пальцев. Гринуэй подробно и методично описывает, как все эти монеты, брошки, коронки и обручальные кольца, бывшие частью чьей-то персональной истории, превращаются в обезличенный желтый металл, а также прослеживает судьбы людей, с этим золотом соприкоснувшихся. При этом автор не гнушается душераздирающих физиологических подробностей (что не является новостью для тех, кто знает его фильмы). Но книга Гринуэя — это не просто очередное обличение национал-социализма и мерзостей антисемитизма.

Писатель-режиссер больше озабочен идеей повторяемости и связанности всего со всем. Его сто одна история про золото — это настоящий гипертекст, только без подчеркнутых, как на веб-странице, ссылок. Одни и те же имена, географические названия, сюжетные положения в разных новеллах повторяются и варьируются на разные лады. Читателю все время приходится быть настороже — кажется, вот сейчас разрозненная груда мелких фактов соберется в единый пазл, как в хорошем детективном романе, когда на последней странице каждая случайная подробность встает на свое место в картине преступления. И лишь дочитав книгу до конца, понимаешь, что зря ожидал однозначной развязки. Гринуэй — не Агата Кристи и не Акунин; его интересуют не заурядная логика и видимая стройность сюжета, а жизнь в ее непостигаемом объеме и хаотическом многообразии.

Спецпроект

Загружается, подождите ...