Москва
Москва
Петербург

Даешь!

Выставку шедевров советского агитпропа приурочили к 75-летию музея Маяковского.
Галерея «Проун» демонстрирует шедевры советского агитпропа — не встык к митинговым страстям и выборным истерикам, а изящно отступив на месяц, так, чтобы никто даже не подумал, что выставку здесь делали не про чистое искусство, а про грязную политику. Как ни странно, но таким образом отмечают рождение в славном 1937 году, ровно 75 лет назад, музея Владимира Маяковского — хранителя произведений современников поэта — авангардистов, в том числе и авторов фотомонтажей и плакатов: Густава Клуциса (1895–1938), Александра Родченко (1891–1956), Лазаря Лисицкого (1890–1941) и Сергея Сенькина (1894–1963). Наступавший ради любимой революции на горло собственной песне поэт и в страшном сне не мог увидеть подобную переоценку ценностей. Зато публика вслед за кураторами может наслаждаться формальными качествами и технической изобретательностью художников, рекламировавших СССР и его вождей, призывавших ходить на выборы — как будто у населения был какой-нибудь выбор.

Эффективный агитатор, фотомонтаж позволял соединять эффектный образ с навязчивой риторикой, смешивать масштабы, врубаясь лозунгами прямо в мозг. Густав Клуцис бился всерьез за честь изобретения новой техники, хотя кажется более вероятным, что привез моду из Германии Лазарь Лисицкий. Подстегнула интенсивное развитие фотомонтажа в СССР смерть основоположника государства — глупо было не использовать чудную возможность вводить позаимствованную с редких снимков фигурку Ленина во все новые контексты, ставить ее рядом с товарищем Сталиным с помощью ножниц, клея, фотоувеличителя. Мастерство и изобретательность не уберегли автора самых мощных образов эпохи, украшавшего фигурой шагающего Сталина огромные здания — Клуциса расстреляли с другими латышами, боровшимися за советскую власть. Родченко отделался фактическим запретом на профессию, Лисицкий и Сенькин стали скромнее и незаметней, запал угас, техника продолжала вялое существование — обслуживая все новых вождей. А вдохновенным образцам чистой пропаганды история оставила место лишь в художественном процессе. Правда, при таком раскладе неясно — с чего такой пафос.
23 февраля 2012,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация