Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Леонид Соков «Угол зрения»

Русский художник-эмигрант, мастер соцарта и сюрреализма, соединяет в своих работах образы Ленина, Мерилин Монро и Микки-Мауса,

Cамая известная скульптура Сокова — «Встреча»: натуралистично, по всем соцреалистическим канонам исполненная фигурка Ленина шагает навстречу тощему человечку Джакометти. Сталкиваются не только политические и социальные системы — разные представления об искусстве, о праве художника интерпретировать действительность и вообще — действовать, быть творцом.

Реальность никогда не трогала скульптора так же сильно, как мифы, анекдоты, актуальная в СССР и пореформенной России поэтика абсурда. Начав с нарочито дурно соединенных кусков дерева, Соков давно материалами, как и сюжетами, жонглирует свободно, привлекая по мере надобности необходимые техники. Следуя заветам отцов сюрреализма, он соединяет то, что совпасть в одном времени и пространстве способно лишь в горячечном бреду. Роясь в сознательной помойке и подсознательных страхах соотечественников, Соков обнаруживает кучу всякого хлама, забавных стереотипов, недодуманных мыслей. Бредовая современность материализуется — и на сцену выходят забавные персонажи в самых неожиданных сочетаниях. Загадочная русская душа раскрывается, подмигивая и чурбаном деревянным, и бутылкой водки, и серпом с молотом, и политическими держимордами ХХ века. Как в анекдоте, встречаются они с Мэрилин Монро, Микки-Маусом, орлом, украшенным американским звездно-полосатым железным замком — неважно чем. Главное — с чужой, предельно удаленной по самой природе своей сущностью.

До отъезда из СССР выпускник Строгановского института числился по нон-конформистскому, соц-артистскому ведомству, устраивал выставки в собственной квартире, публиковался в тамиздатском журнале «А – Я». После того как покинул родину в 1979-м, выяснилось, что интересы его значительно шире. То есть серпы и молоточки никуда не делись — ни из его произведений, ни из нашей жизни, но репертуар существенно разросся — в разнообразные отношения стали вступать цитаты из работ отечественных авангардистов, всякое оружие и другие яркие материализации русского духа . Но первой среди равных по-прежнему выступает фигура медведя. Не жуликоватого единоросского, а классического — из анекдотов, который у нас тут, как известно, по улицам ходит. И ведь ходит же — актуальность работ «живого классика» подтверждают цензоры и мракобесы — живо, до обращений в суд реагирующие на его работы.

Ретроспектива включает и хрестоматийные, и совсем неизвестные произведения художника — в том числе и его живопись из музеев и частных собраний: Музея Циммерли и Третьяковской галереи, галереи Фридман и фонда «Екатерина».

На фото: Очки для каждого советского человека. 1974. Дерево, масло, железо, Собственность автора, Нью-Йорк, США

21 февраля 2012,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация