Москва
Москва
Петербург

Кармен. Шопениана

Участники: Новосибирский театр оперы и балета.
Поставленный полвека назад балет Ролана Пети, где уличная шпана вопит на сцене «Л-ля-мур», народ дурачится и предлагает посмеяться зрителю.
Игорь Зеленский, что сейчас возглавляет две балетные труппы одновременно (ему подвластны труженики московского Музыкального и Новосибирского театров) очень любит хореографию Ролана Пети. Танцовщик карьеру сделал в лучших театрах мира, с юности — в Мариинке, затем в чопорном и прежде недоступном нашим людям New York City Ballet — и, видимо, сверхклассических танцев в биографии оказалось слишком много и захотелось открытых эмоций, ну и повеселиться немножко на сцене, не все ж ходить с серьезной физиономией. Вот он и купил для Новосибирска «Кармен» (Музыкальному театру обещана «Коппелия» того же автора — но уже в следующем сезоне) и сам выходит на сцену в роли Хозе.

«Кармен» была поставлена Роланом Пети в 1949 году для Зизи Жанмер. Маленькая балерина с короткой стрижкой, выпускница школы Парижской оперы, была классической кабаретной актрисой — по темпераменту, по шуточкам, по знаковой позе (верхом на стуле). И Пети сочинил «Кармен» как ее бенефис и воспроизвел в спектакле совершенно кабаретную (близкую и ему) интонацию — «ничего всерьез».

Это в привычной нам «Кармен-сюите», что танцевала Плисецкая, все адски сурово — и воплощенный Рок шагает по сцене, и действие все происходит практически на арене для боя быков, любовные дуэты Кармен и Хозе похожи на корриду. У Пети (который не трогал партитуру Щедрина, а выкромсал музыку непосредственно из оперы Бизе) — какой-то нищий и веселый пригород, забавная шайка разбойников, в момент монолога Тореадора кордебалет вдохновенно-кошачьими голосами вопит «л-ля-мур» и вообще «life is a cabaret», не будь таким мрачным, детка.

И, собственно говоря, кажется, что Хозе увлекся не столько даже самой Кармен (что, безусловно, соблазнительна — изобретенный Антони Клаве черный кружевной корсет, в котором выходит балерина, идет практически всем танцовщицам), сколько вот этой беззаботной жизнью, этой суетой. В финале все будет как положено — Хозе цыганку таки прикончит, но в памяти останется не трагическая (очень быстро проговоренная) последняя сцена, а предшествовавший ей веселый шум.

У «Кармен» на «Золотой маске» три номинации — балет выдвинут как лучший спектакль, лучшая из сибирских танцовщиц Анна Жарова — в списке балерин, Игорь Зеленский — среди танцовщиков. В комплекте с одноактной «Кармен» театр привозит фокинскую «Шопениану» — вероятно, для контраста: после надмирных полетов девиц в белоснежных длинных юбках балет Ролана Пети должен смотреться особенно эффектно.
26 марта 2012,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация